Катангский район – одна из территорий, где компактно проживают коренные малочисленные народа Севера – эвенки. Традиционное хозяйство эвенков – это промысловая охота и транспортное оленеводство. Первый тип хозяйства развивался в рамках кооперативных и государственных промысловых предприятий (госпромхозы, коопзверпромхозы), второй – в рамках оленеводческих совхозов, ориентирующихся на производство товарной мясной продукции. Сегодня эта хозяйственная структура сильно видоизменилась. Брошенные в море рыночной стихии эвенки оказались в чрезвычайно сложном положении. Катастрофически падает поголовье оленей. Сокращение производственной инфраструктуры в национальных поселках чрезвычайно обострило этно-социальную обстановку в районах проживания эвенков. О судьбе и проблемах северного народа рассказывает руководитель региональной общественной организации «Союз коренных малочисленных народов севера Иркутской области», советник губернатора Нина Вейсалова.
Главные проблемы северян
– Моя основная задача – обратить внимание общества на особенности и проблемы коренных малочисленных народов Севера. Чтобы на всех уровнях власти – областном, муниципальном, поселенческом – поняли их специфичность. К сожалению, сегодня не каждый чиновник знает, кто вообще такие эвенки и тофы, и где они проживают. Нужно, чтобы во всех сферах – культуре, образовании, здравоохранении – учитывалась уникальность этой части населения.
– Как сегодня живут эвенки в Катангском районе?
– Главная проблема – высокий уровень безработицы. Это особенно заметно в отдаленных уголках. Эвенки выживают за счет промысла. Считается, что таежники сами себя должны прокормить, но часто для этого нет условий: не каждый охотник имеет ружье; чтобы получить лицензию и пройти комиссию, нужно ехать в райцентр, а денег и бензина у них нет.
Алкоголизация коренного населения – это следствие нерешенных социальных проблем. Не всегда наши районные руководители обращают на это внимание. У эвенков нет иммунитета к спиртному, трудно взывать к их сознательности, если их спаивали еще до революции.
У эвенков нет условий для сбыта промысловой продукции. Рыба в жару портится, ягода не хранится, так как по полгода здесь нет сахара. Высокий процент заболеваемости туберкулезом, медпунктов в деревнях нет, много необследованного населения. Эту проблему надо решать безотлагательно.
Доход эвенков напрямую связан с таежным промыслом. Земля у общин есть, но по новым законам они должны нести расходы по ее содержанию, а средств на это люди не имеют. Для решения этой главной на сегодняшний день социально-экономической проблемы эвенков мы предлагаем вернуть землю в собственность государства и отдать ее эвенкийскому населению в безвозмездное пользование.
Средств, что выделяются в рамках программ поддержки малочисленных коренных народов, достаточно, но расходуются они бессистемно, а иногда просто бессмысленно.
В современных условиях эвенкам еще предстоит найти оптимальную модель своего будущего. Как и у всех народов Севера, их дальнейшая судьба будет зависеть от степени сохранения и развития традиционных отраслей и уникальной культуры.
– Сохраняется ли в районе эвенкийский язык?
– Язык знает только старшее поколение. Представители среднего возраста им владеют, но общаться предпочитают на русском. Не во всех семьях привита культура общения на родном языке. Насильно насаждаемая в советское время цивилизация отучала эвенков от традиций стойбищ, в интернатах не рекомендовалось разговаривать на своем языке. Сейчас мы пожинаем эти плоды. Пытаемся пробудить сознание детей, повернуть их лицом к культуре предков. В ербогаченской школе два часа в неделю факультативно преподается эвенкийский язык, но этого недостаточно. Качество преподавания оставляет желать лучшего, не хватает кадров, литературы. Нет отдельного кабинета, где можно создать необходимую атмосферу. Я считаю, это неправильно.На мой взгляд, язык нужно преподавать не только эвенкам, но и всем желающим для ознакомления с культурой и бытом народов, которые проживают в районе. Думаю, это было бы полезно всем.
– Как давно создан в Ербогачене эвенкийский центр? Чем вам приходится заниматься помимо культурной деятельности и развития народных промыслов?
– В 2003 году по инициативе общественности был созван сход и создан наш центр. В первую очередь речь действительно шла о сохранении культуры и традиций. Теперь при администрации работает общественный консультативный совет: эвенки в силу своей самобытности скорее пойдут решать вопросы к представителю их народности. И потом, средства, выделяемые для нужд эвенков, даже при благих намерениях, районная администрация, не зная местной специфики, тратила порой неэффективно.
Фактория для Катанги
– Долгие годы в районе идет речь о создании фактории для промысловиков. Такой опыт успешно зарекомендовал себя в Красноярском крае. Как будет выглядеть катангская фактория?
– Есть концепция устойчивого развития коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, утвержденная премьером правительства РФ Владимиром Путиным. Одним из пунктов документа является создание факторийной сети. Мы инициировали перед областью и мэром района создание у нас такой фактории – пункта для скупки добычи охотников и для снабжения их различным материалом.
Фактории в идеале должны быть в каждом населенном пункте. Но мы понимаем – это огромные затраты, так пусть фактория появится хотя бы в Ербогачене. Планируется, что это будет база с магазином для охотников, желательно с ценами ниже, чем в коммерческих магазинах. Там должно продаваться охотснаряжение, боеприпасы. Сегодня купить патроны в районе проблематично, нет специализированных магазинов. Наших охотников часто обижают перекупщики-спекулянты. Фактория должна заняться приобретением и приемом пушнины и других продуктов охотпромысла, организовать взаимообмен. При хорошем раскладе ягоду, рыбу можно перерабатывать на месте, поставлять по договорам в учреждения соцсферы. Возможно открытие мастерской по развитию традиционных промыслов.
Областное правительство нас поддерживает в этом начинании. Теперь необходимо подготовить проект, произвести экономические расчеты, пройти регистрацию. Главное условие – фактория должна быть государственным предприятием. Если отдать все в частные руки, снова начнутся перекосы, спекуляция. И главное, эта работа должна идти под контролем попечительского совета общин, который сможет все контролировать. В районе действуют девять общин, и у них должна быть экономическая основа. Необходимо проявить активность в вопросе создания фактории.
– Каковы реальные итоги государственной программы «Социально-экономическое развитие коренных народов Севера до 2010 года»?
– Глава региона Дмитрий Мезенцев, пожалуй, одним из первых губернаторов понял, что наш народ нуждается в господдержке. И надо отдать ему должное – наши проблемы он знает и помогает их решить. Многое удалось сделать. Пополнилась материально-техническая база. Общины получили бензопилы, лодочные моторы, охотснаряжение. Лицензии на добычу пушнины приобретались за счет областных средств. Выездные медицинские бригады работали на территории, обследовали детей. Для охотников и оленеводов целенаправленно приобретались продукты питания, в школы завезли мебель. Отделу культуры помогли приобрести национальные костюмы, музыкальные инструменты. В ЦРБ было приобретено телемедицинское оборудование для дистанционных консультаций с областными медиками. Но оно сегодня не работает, нет специалиста.
– В Тофаларии в свое время была построена оленеводческая база. Реально ли в Катанге организовать что-то подобное?
– Еще раз повторюсь, чтобы решать проблемы коренных народов, всегда нужно спрашивать их мнение. В Тофаларии построили такую базу стоимостью 20 миллионов рублей. Но в том месте, где ее построили, нет кормовой базы для оленей и самих оленей тоже нет. У нас в районе также низкая кормовая база. С активной хозяйственной деятельностью пожары в тайге стали частым явлением. Там, где горела тайга, ягель долго не растет. А это основной корм для оленей. В районе нарушен природный баланс. Оттуда, где работают люди и гремят взрывы, звери уходят. Охотник из Тетеи, где геологи вели работы по прокладке технических профилей, мне рассказывал, что в сезон не добыл ни одного сохатого.
– Существуют ли реально работающие методики возмещения ущерба местному населению?
– Методика возмещения ущерба разработана на уровне федерации. Но мы не можем пока применить ее, потому что у нас нет соответствующей нормативной базы. Да, компании возмещают ущерб экологии в федеральный бюджет, но сам охотник остается ни с чем.
Не прерывать преемственности поколений
– Как вы считаете, обучение детей в интернатах северного типа – это благо или все-таки отрыв коренных народностей от исконной среды обитания?
– Я считаю, не надо помещать эвенкийских детей в интернаты насильно и поголовно. В деревнях есть четырехлетние школы, многим детям хватает и этого. Человек там научится читать и писать. Все-таки место обитания эвенков – тайга, по вечерам эвенкийские мальчики бегают проверять капканы, охотятся с раннего возраста. Нередки случаи, когда дети, повинуясь глубинному вековому инстинкту, сбегали из интерната, за сотни километров по тайге уходили домой. Интернат, где все готовое, развращает детей, они отвыкают от привычного уклада жизни. Родители, в свою очередь, тоже отвыкают от своих обязанностей. Как вариант в районе практикуется домашнее обучение. Ребенок имеет учебный план, занимается самостоятельно, потом сдает экзамены. Если же он чувствует в себе желание учиться, талант – тогда ему, конечно, необходимо идти дальше.
Но не все дети таежников такие. Кому-то ничего не нужно кроме тундры и тайги.
Важно не прерывать преемственности поколений – когда молодежь уезжает, а старики остаются одни, без поддержки.
– За последние годы в районе сделано немало по сохранению народных традиций. Люди воспряли духом?
– Эвенки очень заинтересованы в нашей работе. Они как дети, чувствуют внимание и заботу. У нас работают три основных федеральных документа – закон о гарантиях прав КМНС России, закон об общих принципах организации общин, закон о создании территорий традиционного природопользования. Это неплохие законы, но их не всегда применяют на местах. Пока руководители всех уровней не будут видеть специфику коренных народов, мы не сможем решить проблемы эвенков.
Нам важно сохранять все культуры. Философ сказал: «Мир – как разноцветный ковер. Убери один цвет, и какая-то краска потеряется». Так и с народами. Без эвенков и тофов Россия – неполная.
Автор: Людмила Шагунова
Фотограф: авторское фото