В последнее время комедии и драмы идут не на сценах наших театров, а в кабинетах и отделах кадров. Вот и недавно состоялась очередная кадровая премьера в лице нового директора театра бурятской драмы. Бывший начальник отдела культуры Закаменского района по образованию учитель труда Доржи Балданов дал свое первое небольшое интервью в новом статусе.
- Как вы оцениваете состояние театра?
- Тут вопросов много как в хозяйственном плане, так и административном. Уровень театра, заданный Сультимовым, надо продолжить. Это и связи с регионами, гастроли в Монголию, Агинский округ. Буду развивать эти наработки. Мы сейчас находимся в режиме автономного учреждения, и, думаю, это даст больше возможностей для привлечения средств, зрителей. В рамках ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» законодательство меняется. И мы сейчас работаем по-новому.
Думаю, что театр должен стать ближе к сельскому зрителю. В этом плане надо кардинально поменять административную работу. Народные театры, я думаю, должны выступать на нашей сцене, театр должен дойти до каждого села. Это наша первостепенная задача. И надо, конечно, решать вопрос с организацией гастролей. Еще одна проблема – это отсутствие молодых драматургов.
- А вот система, когда надо зарабатывать самим, не скажется на качестве постановок? Например, Верку Сердючку пустить?
- Нет, не думаю. Я считаю, что бурятский театр будет выполнять свою ключевую задачу: сохранение, развитие языка, традиций и обычаев. Такие спектакли, как «Чингисхан», «Максар», «Улейские девушки», должны быть. Они могут быть рентабельны. Сейчас основной вопрос заключается в грамотном построении привлечения зрителя. Сегодня, я считаю, не налажены связи с туроператорами, с сельскими районами. Надо работать в этом направлении.
Понимаете, мы продаем товар, должна быть хорошая реклама. Вот мы заходим в магазин, нам предлагают один и тот же продукт, но разный по цене и качеству. Точно так же наши постановки должны быть разноплановыми. И кассовые, которые малозатратные, и такие, которые будут развивать, как я уже говорил, язык и традиции.
Через культуру же вообще можно менять социально-экономическое положение. Задачи перед театром поставлены большие. Это проект по сохранению и развитию малых сел. Это первостепенная задача.
- Вот, например, я – режиссер народного театра, хочу выступить со своим коллективом на вашей площадке. Каков механизм? Это будет аренда зала или?..
- Будет контрактно-договорная гарантийная оплата, то есть будут созданы все условия, район по своей ценовой политике продает билеты. Так будут реализованы индикативные показатели. Это объем платных услуг на платных мероприятиях и удельный вес населения. И когда все условия районами будут соблюдены, тогда они (народные коллективы. – Авт.) получат возможность выступить на главной сцене республики. У нас хорошие народные коллективы в Закаменском, Кижингинском, Окинском, Кабанском, Курумканском и других районах. Почему бы и нет! Они должны показывать свои спектакли для жителей нашей столицы.
- Как я понял, коллектив театра будет выезжать со спектаклями в районы. А как часто?
- Планируется, что раз в месяц.
- А на этих гастролях, помимо репертуарных постановок, могут быть театрализованные представления к праздникам, например, к 8 Марта или Новому году?
- Да, вполне.
- И опять тот же самый больной вопрос: не боитесь, что все это превратится в халтуру? Выезжать каждый месяц, не скажется ли это на творческом начале?
- Нет, не думаю, мы будем придерживаться нашей генеральной линии, а именно – сохранение языка и традиций. Конечно, такие частые гастроли – это большой стресс, тут уж никакая жена не выдержит (смеется). Но мы работаем в этом направлении. Например, будет разработан райдер, где будут расписаны все условия.
- Но не все же спектакли можно будет показывать в сельских ДК? Все-таки свет, сцена…
- Да, конечно, поэтому будут разные постановки для районов.
- То есть, например, в Еравнинском районе будет один спектакль, а в Тарбагатайском другой?
- Да, но мы проведем отбор постановок. Вот, допустим, «Новую жену», я считаю, возить не надо. Потому что в деревнях эту картину наблюдают каждый день, им это будет неприятно. (Галдан, единственный непьющий в деревне, решает построить юрту, чтобы там уединиться от ленивой и деспотичной жены. А если мужик строит юрту, значит, хочет завести новую жену. И начинается конкурс среди деревенских одиноких женщин. Таков сюжет спектакля. – Авт.). Городской житель и сельский эту ситуацию воспринимают по-разному.
- Каким зритель увидит обновленный театр?
- В декабре мы планируем сдать театр. Будет новый свет, театр станет светлее, будут новые кресла, занавес. 9 июля состоится премьера спектакля «Стреноженный век» по пьесе Геннадия Башкуева.
- Как будет решаться проблема привлечения молодых драматургов?
- Скорее всего, через гранты, конкурсы.
- Что скажете по поводу конфликта труппы с художественным руководителем Сергеем Бальжановым?
- Честно скажу, я еще не разбирался в этой ситуации.
- А кто будет главным в театре? Директор или художественный руководитель?
- Конечно директор. Он имеет право подписи, это по уставу так. Худрук полностью отвечает за творческую часть, репертуар, роли, планирование.
- Будете вмешиваться в творческую часть? Вот, например, не нравится вам какая-нибудь пьеса. Вы скажете, это нежелательно…
- Конечно, но все будет решаться на худсовете. Сейчас готовится мониторинг по репертуару за три года. Какие кассовые спектакли, какие нет, сколько было потрачено и какие окупились. Но гоняться за эстрадой мы не будем.
Александр Тармаханов