Телекомпания Тивиком намерена снять многосерийный документальный фильм о Тибете. Журналисты побывают в сердце Тибета- городе Лхаса, где расположены десятки монастырей, во дворце Портала и храме Джокханг - летней и зимней резиденциях Далай - лам, монастыре Гумбум, на родине ламы Цонкапы - основателя традиции гелугпа, которой придерживаются буддисты Бурятии.
Изюминкой фильма, сообщает сайт "Белая Юрта", должно стать интервью с буддийскими монахами, в первую очередь с реинкарнацией великого бурятского ламы, святого и философа, с 18- летним юношей – Джаягсы - гегеном, перерожденцем Бидии Дандарона. Выход фильма намечен на лето 2011 года.
"Байкал24"
Для справки:
Джаягсы-геген или Джя-яг Ринпоче родился в 1992 году, линия его перерождений возводится к Вималакирти (на санскрите — «Прославленный чистотой») — одному из главных учеников Будды Шакьямуни. Вималакирти особенно почитаем в Китае, Японии и Монголии.
В Бурятии Вималакирти был воплощён в теле кижингинского ламы Бидия Дандарона. История эта очень интересна. В самом начале 1910-х годов в таежную местность Соорхой в Кижинге приехал из Гумбума святой Джя-яг Ринпоче XIII Галсан Цултим Данбий Нима, дабы разыскать буддийского подвижника Сандан-ламы Цыденова (1841–1922) и его учеников. После встречи, когда ринпоче готовился покинуть Соорхой, местные верующие распрягли телегу, в которой он сидел, подняли её на руки, трижды пронесли по кругу и попросили в следующий раз родиться у них в Кижингинском аймаке. Джя-яг Ринпоче дал согласие. По дороге на родину, не доехав до Гумбума, он оставил тело.
В 1913 году поблизости от Соорхоя родился мальчик, которого Сандан-лама признал перерожденцем Джя-яг Ринпоче. Тибетские ученики Джя-яг Ринпоче XIII через 2-3 года прибыли в Соорхой и попросили Сандан-ламу отпустить мальчика с ними в Гумбум, однако Сандан-лама ответил: «Он нужен здесь». Этим перерожденцем Джя-яг Ринпоче был Бидия Дандарон (1913–1974), знаменитый святой и ученый.
В своем нынешнем рождении Джя-яг Ринпоче снова живет в Гумбуме, в специально построенной для него усадьбе-дворце. Когда мальчику было три года, сразу после утверждения ему показывали фотографии Бидии Дандарона, его личные вещи. Джя-яг Ринпоче безошибочно узнавал Дандарона и буквально не выпускал из рук его вещи. Мальчику сразу же полюбилось слово «Хэжэнгу» (Кижинга в тибетском произношении). Повзрослев, он стал говорить, что, когда вырастет, обязательно приедет в те края.
Вообще, поиски следующего перерождения ринпоче представляют собой сложную и дорогостоящую процедуру. Ученики ушедшего из жизни святого (в Тибете в отношении ринпоче не употребляется слово «смерть» — в текстах пишут, что он «покинул тело», в устной речи употребляется глагол «уснуть») ищут следующее рождение святого с помощью специального ритуала, включающего различные гадания и опознание отобранными мальчиками-претендентами вещей умершего святого. Случается, что у ринпоче одновременно находят не одно, а несколько перерождений. Это не противоречит буддийским представлениям — в священных книгах говорится, что бодхисаттва первой стадии (всего говорится о десяти стадиях) может родиться одновременно в ста местах.
по материалам