Россия отказалась от экранопланов

В гособоронзаказе на 2011–2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие. В Главном штабе ВМФ сообщили, что экранопланы, которые три года назад были исключены из состава Каспийской флотилии, будут утилизированы в ближайшие месяцы.

Напомним, первые экранопланы разрабатывались в средине прошлого века в Нижегородском ЦКБ Ростислава Алексеева. Летающие корабли использовали эффект аэродинамического экрана и могли скользить над поверхностью, оставаясь недоступными для радаров противника. Машина, сделанная из алюминиево-магниевого сплава, могла за несколько минут покрыть огромное расстояние, имея на борту несколько сотен десантников с тяжелым вооружением, с ходу освободить плацдарм для их высадки управляемыми ракетами.

Как утверждают военные эксперты, до сих пор в арсенале НАТО нет эффективных средств поражения экранопланов. Их нельзя поразить ни противокорабельной ракетой, ни ракетами "воздух-воздух" или "земля-воздух".

В штабе Каспийской флотилии сообщили, что в её составе экранопланов больше не числится. Представитель флотилии рассказал, что в 1980-х годах в составе объединения имелся 236-й дивизион кораблей экранопланов (войсковая часть 30960). Он базировался в Каспийске и в его составе было три транспортно-десантных "Орленка" проекта 904, а также один ракетный экраноплан "Лунь" проекта 903.

"Орленку" был не страшен шторм в 2–3 балла, он устойчиво летал на высоте от 1 до 10 м, но при испытаниях поднимался и на 100 м. Такие машины предназначались для быстрой переброски войск и техники. Последний полёт с боевыми стрельбами экраноплан "Орленок" выполнил летом 1989 года.

Ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь" — заводской бортовой номер С-31 — водоизмещением 350 т и скоростью до 250 узлов (463 км/ч) был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами "Москит". До 2008 года базировался в Каспийске. "Лунь" был законсервирован в сухом доке филиала судостроительного завода, который размещается на территории завода "Дагдизель", вся его секретная электроника сдана на склады.

Созданный в единственном экземпляре экспериментальный 544-тонный КМ-6 (корабль-макет), аббревиатуру которого в НАТО расшифровали как "Каспийский монстр", вследствии ошибки экипажа затонул в Каспийском море почти сразу после смерти Ростислава Алексеева.

Особую обеспокоенность в данном случае вызывает тот факт, что чем большую опасность для НАТО представляет то или иное отечественное вооружение, тем скорее оно руководством Министерства обороны признаётся бесперспективным, а оставшиеся его образцы сдаются в утиль.

"Байкал24"

по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ