Пилоты, чудом посадившие Ту-154 в тайге, назвали свою версию причин крушения такого же самолета в "Домодедово". Напомним, три месяца назад Ту-154М ЗАО "Мирнинское авиапредприятие" (МАП), на борту которого находились 72 пассажира и 9 членов экипажа, выполнял рейс Мирный-Москва. Однако через четыре часа после взлета, когда Ту-154 пролетал над тайгой, на 10-километровой высоте у самолета полностью отказала система электроснабжения. Экипаж "Ту-154" сделал невозможное. Пилоты вслепую посадили самолет на заброшенный аэродром Ижма в тайге. Посадку пришлось осуществлять визуально без приборов и на повышенной скорости. Приземлиться самолет смог лишь с третьей попытки. Тем самым удалось спасти 81 человека.
А 4 декабря в московском аэропорту "Домодедово" после отказа всех двигателей совершил аварийную посадку Ту-154 "Дагестанских авиалиний", следовавший из Москвы в Махачкалу. При посадке самолет выкатился за пределы взлетной полосы и столкнулся с земляным холмом, в результате чего развалился на части. На борту было 163 пассажира и девять членов экипажа. В этом случае погибли два человека, более 80 пострадали.
В понедельник были названы пять рабочих версий причин крушения: техническая неисправность перед вылетом, отказ узлов и агрегатов во время полета, ошибка экипажа, некачественное топливо, сложные метеоусловия.
Командир, посадивший Ту-154 в тайге, Андрей Ламанов проанализировал посадку самолета "Дагестанских авиалиний" и считает, что наиболее вероятной причиной отказа трех двигателей самолета все же стало некачественное топливо. Эту версию следствие уже отвергло.
Однако летчик вспоминает, что подобный случай произошел в новосибирском аэропорту "Толмачево" - тогда при посадке также отказали все три двигателя самолета. И причиной было именно некачественное топливо. "Например, при засорении и кристаллизации топлива иногда засоряются и топливные фильтры. Ведь в топливо могли не добавить спецжидкость, которая не дает топливу превращаться в лед", - предположил он.
Версию об ошибке экипажа, по мнению Андрея Ламанова, следует исключить. Он пояснил, что бортинженер не мог так просто "забыть включить насос подкачки топлива", поскольку перед вылетом все закладывается в автоматическую систему и заносится в карту контрольных проверок.
Командир заявил, что несмотря на эти инциденты по-прежнему считает Ту-154 отличным самолетом: "Благодаря ему мы остались живы". "В ситуации, которая произошла с экипажем "Дагестанских авиалиний", учитывая плохие погодные условия при посадке, да еще с таким страшным отказом двигателей - ребятам было непросто посадить самолет и сохранить жизнь людей. Выходит, опять Ту-154 спас", - рассуждает он.
По поводу возраста самолетов (тому, что сел в тайге, 19 лет, дагестанскому - 18) Ламанов сказал, что они "спокойно могут летать до 40 лет".
В настоящее время по факту экстренной посадки Ту-154 в аэропорту "Домодедово" возбуждено дело по ч.3 ст.263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта". Между тем, следственная бригада до сих пор не может найти речевой самописец. Если речевой самописец не будет найден, следствие начнет проверку, по результатам которой может быть поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела.
Речевой самописец МАРС-БМ, фиксирующий переговоры пилотов, должен был находиться на борту разбившегося самолета, а именно - в технической нише под кабиной пилотов.
Как отмечают специалисты, поиски самописцев даже при более крупных катастрофах обычно не составляют труда. Обычно экспертам удается выяснить причину катастрофы после расшифровки данных параметрического и аварийного самописцев, а речевой играет лишь вспомогательную роль. Однако на этот раз для полноценного расследования потребовались все три прибора.
"Байкал24" по материалам СМИ.