С октября 2018 по январь 2019 года в России были перезапущены двенадцать национальных проектов. Они поделены в три блока: «Человеческий капитал» (Здравоохранение; Образование; Демография; Культура), «Комфортная среда для жизни» (Безопасные и качественные автомобильные дороги; Жильё и городская среда; Экология) и «Экономический рост» (Наука; Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; Цифровая экономика; Производительность труда и поддержка занятости; Международная кооперация и экспорт; Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры).
«Экспертный клуб-Иркутск» опросил региональных экспертов о первых результатах нацпроектов, есть ли понимание федеральных и региональных властей, что и как нужно делать, удачна ли информационная политика в этом вопросе?
Роман Ерженин, кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Иркутского государственного университета, генеральный директор НПЦ «Госучет»:
В целом заявленная общегосударственная цель понятна, но ее достижение будет сдерживаться несовершенством механизма исполнения. Это огромная бюрократическая машина создана для процессной деятельности, но не ориентирована на проектную работу. Много лет назад были разработаны программы, часть из которых так, увы, и остались только на бумаге. Понятно, почему Кудрин, Греф иногда говорят с пессимизмом, что от нацпроектов не следует ждать быстрых результатов. Управленцам очень тяжело перестроиться – одновременно осуществлять и процессы, и реализовывать проекты. Для российской бюрократии это серьёзный вызов.
С чем связаны текущие проблемы? В здравоохранении главное – проблемы с кадрами. Как решать вопрос? Я не вижу ясной стратегии развития здравоохранения на региональном уровне, поэтому трудно представляю себе решение вопроса с кадровым обеспечением в ближайшем десятилетии. Денег можно найти, по крайней мере, занять, а люди…На подготовку специалиста уходит десять лет. Где мы их возьмем, если сейчас не хватает тысяч врачей и медики работают на две и три ставки. А еще есть коммерческий сектор, который забирает с каждым годом лучших все больше и больше. Как мотивировать медиков ехать в деревню, в малонаселенные районы? Вопросов много, ответов мало.
Ирина Штерман, обозреватель «Российской газеты», Иркутск:
За время реализации нацпроекта в здравоохранении, региональном, в том числе, произошло немало позитивных изменений: запущен ряд серьезных программ, закуплено и поставлено дорогостоящее оборудование, строятся и ремонтируются медучреждения… Но негативные настроения при этом нарастают: люди жалуются на огромные очереди в регистратурах, пишут, что невозможно попасть
к врачу, что нет лекарств… Это явление, на мой взгляд, связано с отсутствием грамотной информационной политики в этой сфере.
Что происходит сегодня в регионе? Информационный поток монополизирован минздравом, выстроены искусственные баррикады между медицинским сообществом и СМИ, журналисты объявляются «врагами», потому что пытаются защищать интересы пациентов и рассказывают об их бедах. Впрочем, попытки защитить интересы врачей приведут к аналогичному результату.
На мой взгляд, одна из задач нацпроекта – выстраивание открытых и конструктивных отношений между СМИ, медицинским сообществом и пациентами. Любая, даже сложная ситуация разрешима, если каждая из сторон с уважением относится к другой. Без этой работы, требующей значительных усилий и системности, негатив будет только нарастать.
Александр Деев, предприниматель, общественный деятель:
Нацпроекты медленно проникают в информационную повестку в регионах. Президент за последний год уже не раз отчитывал правительство за низкие целевые показатели. Деньги в регионы начали поступать. Важно сейчас общественности и предпринимателям не упустить реализацию нацпроектов только региональными чиновниками, а самим тоже включаться и работать, иначе мы увидим «большой распил» с «красивыми» отчетами.
Что же касается лично меня, начало работы нацпроектов замечаю. Так, на прошлой неделе был приглашён как руководитель коммерческого проекта на передачу в «Комсомольская правда-Иркутск» и на телеканал ТиВИСи, где поделился бизнес-опытом в рамках нацпроекта «МСП и поддержка предпринимательской инициативы», за счёт нацпроекта оплачена работа Медиа, которые меня пригласили, но это, конечно, капля в море.
Александр Старовойтов, эксперт в маркетинге недвижимости (Иркутск):
Скажу о проекте «Жилье и городская среда». За последнее время произошла синергия национальных проектов и муниципально-частного партнерства.
С одной стороны, деньги нацпроектов перечисляли муниципалитетам, вокруг этого происходила движуха, общественное обсуждение и различные голосования, участие граждан. С другой, в Иркутске проявил себя механизм муниципально-частного партнерства, когда группа компаний была готова сделать какое-то благоустройство (вокруг своей территории или просто в районе, где расположена) и получала «зеленый свет», когда были сняты административные проволочки, и ты мог сделать хорошее дело в короткий срок. И компания свою инициативу реализовала, и горожане приняли активное участие в ее реализации и могли посмотреть, в том числе, эффективность реализации нацпроекта. Это стало заметно в городах.
Вячеслав Дроздов, заместитель главного инженера акционерного общества «Труд» (Иркутск):
Наше предприятие связано с работами в рамках национального проекта «Безопасные и качественные». Этот проект не имел статус национального проекта до 2019 года, его приняли недавно. Но уже первые изменения видны.
Во-первых, государство увеличивает финансирование на дороги. Это очевидно и по региональным дорожным фондам, но и по ремонту и реконструкциям дорог федерального значения. По нацпроекту к 2024 году до 50 % всех региональных дорог должны быть приведены в нормативное состояние. У нас контракт небольшой, но даже мы видим уже, что идет рост финансирования на реконструкцию, а значит будет и эффект от этого. И уже вводятся региональные дороги, например, в Бурятии, где мы ведем работу.
Второе – то, что касается безопасности. Так как нацпроект говорит о безопасности и качестве, то это выражается в цифровых технологиях, которые связаны с увеличением количества камер ограничения скорости, пересечения сплошных линий и др. Камер действительно становится больше, и в 2030 году смертность на дорогах должна снизиться к нулю, это амбициозно, но мы медленно, но верно к этой цели идем. Сейчас по России статистика гласит, что на 100 тысяч населения на автодорогах 13 смертей. В Иркутской области это показатель выше – 14 смертей. К моменту завершения нацпроекта цифра должна быть уменьшена в 3,5 (!) раза, а к 2030 – к нулю. Мы надеемся к этому прийти.
И третье – новые технологии и новые материалы. Нацпроект говорит о качественных дорогах, а теплый бетон, геоматериалы помогут качественно улучшить дороги. Они будут разрушаться в меньшей степени. Жизненный цикл у дорог будет больше, начиная от проектирования, постройки дороги, содержанием генподрядчика. Теперь можно говорить о десятилетнем контракте жизненного цикла. А контракты необходимо давать тем организациям, которые зарекомендовали себя на рынке с хорошей стороны. Все эти меры нацпроекта (увеличение финансирования, качества и безопасности) снизят концентрацию негатива о российских дорогах.
Напомним, что проект «Экспертный клуб-Иркутск» работает с июля 2019 года. В рамках проекта проводятся еженедельные экспертные опросы по наиболее важным темам, а также экспертные площадки и клубы в режиме оффлайн.