Заоблачные привилегии бурятских чиновников пробили дыру в дефицитном бюджете Бурятии
На днях станет известен результат заседания Верховного суда РФ, который должен рассмотреть кассационную жалобу прокуратуры РБ на решение Верховного суда Бурятии,
оставившего в силе республиканский закон “О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия”. Пока же депутаты, министры и другие чиновники правительства РБ получают астрономические для депрессивного региона доплаты к своим пенсиям.
Пенсия с шиком
Создается впечатление, что региональные чиновники, судя по уровню установленных для себя, любимых, зарплат и пенсий, ставят личные интересы во главу угла, а службу обществу относят во вторую, если не в третью очередь. Но раньше это не выглядело нечто из ряда вон выходящим, поскольку зарплата у богатеющего класса бюрократов и, допустим, Марьи Ивановны, учительницы из средней школы, отличалась всего лишь в несколько раз. Однако начиная с 2001 г. в Бурятии произошел мощный отрыв уровня оплаты труда чиновников и депутатов от остального населения, причем невзирая на то, что на протяжении многих лет республика продолжает оставаться высокодотационным регионом. Москва в последние годы стала действительно заваливать Бурятию деньгами, полученными от нефтяных сверхдоходов, которые пошли на социалку и долгострои вроде скандальной дороги Улан-Удэ — Курумкан, новые развязки, реконструкции театров и латание улан-удэнских улиц, бесконечно требующих ремонта. За время нефтяного благоденствия в Бурятии так и не было создано ни одного крупного производственного предприятия. Новых торговых центров, перепродавцов и спекулянтов — хоть отбавляй. Нового, реального производства — ноль.
За что пенсии увеличивать чиновникам? За какие заслуги?
Несмотря на столь очевидные вещи, зарплата чиновников и депутатов в Бурятии ежегодно росла и стала превышать зарплату учителя или врача в 5-10 раз! Но главная проблема заключалась в том, что доплаты к пенсиям госчиновников стали рассчитываться по весьма хитроумным методикам, опирающимся на растущую зарплату, что вызвало просто лавинообразные прибавки к пенсионным выплатам.
И выходит, что учитель Марья Ивановна, выйдя на пенсию с зарплатой в 10 тысяч рублей, будет получать от силы 4 тысячи. А министр правительства РБ при зарплате в 90-100 тысяч рублей имеет на выходе в среднем 67 тысяч рублей доплаты к пенсии.
В свою очередь, депутат Народного Хурала, работающий на постоянной основе в парламенте при зарплате в 120-150 тысяч рублей, уйдя на пенсию, получает еще больше — около 90 тысяч рублей! Таким образом, если зарплата у учительницы теперь меньше, чем у депутата в 10 раз, то пенсия — в немыслимые 20 раз! Так чиновники за счет налогоплательщиков Бурятии провернули свои суперпенсионные инвестиции в будущее.
Обратная сторона медали — серьезная дыра в бюджете. В этом кризисном году доплаты бурятским чиновникам и иже с ними обойдутся казне в 219 млн. рублей! И это в условиях 10-процентного дефицита бюджета! Пир во время чумы.
Причем депутаты Народного Хурала в этом году урезали расходы на социальные нужды (строительство школ и больниц), но не тронули растущие траты на доплаты к пенсиям “избранных”.
Поимейте совесть
А что же коммунисты, “честь и совесть” нашей эпохи? Чего молчат-то наследники Ильича, не митингуют? Оказалось, что и партийных “бонз” из числа секретарей Бурятского обкома и райкомов КПСС, бывших чиновников исполкомов Бурятской АССР депутаты тоже не обидели. В Бурятии насчитывается порядка 148 бывших партократов и советских управленцев, кому выплачивается из бюджета супердоплата, — в среднем 67 с лишним тысяч рублей в месяц. Партхозактив бывшей Бурятской АССР обходится республиканскому бюджету почти в 120 миллионов рублей ежегодно.
Совершенно бессмысленные траты. Лучше бы построили на эти деньги новые детские сады, школы и больницы.
Впереди России всей
С января 2008 года после принятия нового Бюджетного кодекса дотационные субъекты уже были не вправе дополнительно увеличивать свои траты на подобные цели.
В нескольких российских регионах после введения более жестких норм самодеятельность субъектов в вопросах дополнительного пенсионного обеспечения чиновников натолкнулась на судебные иски. В Краснодарском крае и Калининградской области местные законы, противоречащие федеральному законодательству, были отменены.
Причем у этих регионов финансовое положение явно получше, чем в Бурятии.
В подавляющем большинстве российских регионов нет доплат к пенсиям бывших госчиновников, а там, где они есть, их уровень гораздо ниже, чем у нас (до 50 тысяч максимум). Так что Бурятия и здесь “впереди планеты всей”.
Было бы чем гордиться. Позорище!
Безусловно, не все в Бурятии безучастно наблюдали за творящимся праздником персональных привилегий.
Как сообщила “МК” замначальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры РБ Наталья Сенникова, прокуратура республики еще в апреле 2008 года направила в Народный Хурал и правительство Бурятии представление о необходимости привести региональное законодательство, касающееся доплат, в соответствие с федеральным законодательством.
Однако депутаты не стали отменять астрономические доплаты к пенсиям госчиновников.
Ведь не может же правая рука бить левую. Одним миром мазаны и даже доплаты получают почти на том же уровне.
Тем временем растущие привилегии, формирование в Бурятии полюсов богатства и нищеты могут вызвать социальный раскол в нашем обществе.
— Конечно, социальные гарантии, пусть и дополнительные, могут быть, но они должны касаться заслуженных людей, тех, кто внес существенный вклад в экономику, образование, медицину, — убеждена врач улан- удэнской поликлиники №3 Нина Клесова. — Однако мне непонятно, почему в Бурятии медицинская сестра или врач, отработав три десятка лет, получает 4-5 тысяч рублей пенсии, а чиновник даже самого низкого ранга, перекладывая бумажки с места на место, через 15 лет стажа имеет доплату к основной пенсии в 10 тысяч рублей? Интересы обычных людей чиновников не волнуют.
От сессии до сессии…
Но и среди самих чиновников есть претензии к уровню привилегий.
— Нам, чтобы заработать минимальную доплату к пенсии, те же десять тысяч рублей, нужно от звонка до звонка отработать полтора десятка лет, это не так уж и мало, — говорит специалист одного из отделов в правительстве Бурятии, пожелавший остаться неизвестным. — Работа часто бывает ненормированной, нервной, требующей внимания. Среди начальников самодуров тоже хватает. Это не все выдерживают.
По словам нашего собеседника, те же депутаты Народного Хурала, “отсидев в своих кабинетах по четыре-пять лет, имеют пенсию в десять раз больше нашего”.
— Конечно, они не бездельники в большинстве своем, однако некоторые комитеты Народного Хурала за весь срок депутатских полномочий становятся авторами лишь нескольких законопроектов, — говорит он.
С таким “высоким” КПД эффективности госвласти не добиться.
Не корысти ради
Цели социально ориентированной власти, которую представляют бурятские чиновники и депутаты, — помочь социально незащищенным, перераспределить доходы в пользу тех, кто не может обеспечить себе достойный уровень жизни. Пора прекратить рассматривать власть как инструмент для личного обогащения, пора подумать о людях.
Поэтому и пенсии госчиновников не могут быть в десятки раз выше, чем у нормальных людей, иначе это вызовет сильнейшую негативную реакцию в обществе. И при умелом манипулировании может привести к взрыву социального недовольства в регионе. Кому это нужно? Только не нам.
Наша газета уже знакомила читателей с иском республиканской прокуратуры РБ в Верховный суд РБ об отмене закона “О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в государственных органах Республики Бурятия”, как противоречащего федеральному законодательству, однако суд отказал в его удовлетворении. Тем не менее прокуратура опротестовала решение в вышестоящей инстанции и на днях мы узнаем дальнейшую судьбу скандального закона.
Дмитрий РОДИОНОВ
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3188&Itemid=12'>"МК в Бурятии"</a></p>