Виктор Кондрашов: Иркутск крепко стоит на ногах

5 июля мэр Иркутска провел встречу с журналистами городских и региональных СМИ. Вопросов накопилось множество, поэтому разговор длился более полутора часов и касался, как обычно, всего, что в первую очередь интересует иркутян, — ремонта дорог, школ и детсадов, работы общественного транспорта, перспективы появления парка развлечений и расширения мусорного полигона.

Традиционные встречи главы города с прессой в последнее время стали проводиться реже.

— У многих возникает вопрос: почему? — начал разговор Виктор Кондрашов. — Скажу так: очень много рутинной, текущей работы. От скандалов стараюсь уходить, а эффект от проводимых сегодня в плановом режиме мероприятий будет виден в конце года, когда начнется массовая сдача объектов, либо еще позже, поскольку в Иркутске приняты долгосрочные целевые программы, сверстан трехлетний бюджет. Мы очень хорошо ушли в плановую работу, о которой в принципе можно не говорить, а оценить ее затем по результатам. Идем в графике, отставаний нет.

Стройка во дворе

Встречи журналистов с мэром редко обходятся без вопроса о точечной застройке в Иркутске, задали его и в этот раз. Прежде всего глава города предложил определиться с тем, что вообще стоит за этим термином.

— На самом деле «точечной» любую стройку называют жильцы, которые уже обустроились, живут и рядом ничего нового не хотят видеть, даже если новостройку позволяют возводить нормативы и экспертиза. Причем не важно, какой планируется объект, пусть хоть и социальный. Вы все помните, что было с детским садиком в Солнечном, когда начали говорить, что это «точечная застройка», — комментирует Виктор Кондрашов. — Если мы будем пользоваться этим термином, то Иркутск обречен на точечную застройку. Возьмите районы Радищева, Марата, Рабочее, Ново-Ленино, весь жилой частный сектор — снос любого из кварталов уже будет являться будущей точечной застройкой. Ведь рядом живут люди. В этом смысле под такой термин, видимо, можно подогнать и освоение застроенных территорий, которое началось в районе улиц Зверева и Депутатской, поскольку там еще дома стоят, в некоторых живут люди, а рядом уже возводятся объекты.

Поэтому, считает мэр, не нужно использовать понятие «точечная застройка»:

— Есть понятие «несамовольная застройка» либо застройка в соответствии с градостроительной документацией. К этому мы приложили серьезные усилия. В прошлом году, когда принимались местные нормативы по градостроительству, были увеличены нормы для парковок и стоянок. Строители взвыли. Сегодня официально получить разрешение на «точечное», или, иначе говоря, строительство в стесненных условиях практически невозможно. Теоретически лазейки остались у власть предержащих, давление все равно оказывается. В связи с этим у нас еще будут кадровые изменения в части градостроительной политики.

Подождем год

Одним из самых серьезных вопросов, который, к слову, в июне мало отметили СМИ, стала передача на региональный уровень полномочий по распределению неразграниченных иркутских земель. Напомним, администрация Иркутска публично высказывала свое обоснованно-отрицательное отношение к этому процессу, однако на июньской сессии депутаты регионального парламента единогласно согласились с предложением областного минимущества о внесении изменений в соответствующий закон.

О прогнозах мэрии на ситуацию «после» журналисты поинтересовались у Виктора Кондрашова.

Мэр предполагает: первые полгода будет лихорадить. Увеличится срок прохождения документов, причем не по выделению участков. Основная проблема в другом. Принятое решение коснулось примерно 28 процентов земли, на сегодня не разграниченной. Необходимо оформлять придомовые территории более чем семи тысяч многоквартирных домов. Нужно оформлять и документы на земли под индивидуальными домами, где у людей уже сформирован участок, есть дом, огород. Эти функции перешли к областному правительству.

По прогнозам, штат минимущества региона придется увеличить на сорок с лишним человек. При этом сокращения не будет и в мэрии, у которой остались обязательства по работе с муниципальными землями.

Виктор Кондрашов также подчеркнул, что в связи с передачей на региональный уровень полномочий по предоставлению земельных участков в Иркутске у городской власти будет меньше возможностей по контролю за законностью строительства. Регион вместе с новыми поправками взял на себя снос самовольных строений. До сих пор ежегодно в городе сносили 600—700 незаконных металлических гаражей. Теперь этим будет заниматься региональное министерство имущества. Коснулся новый закон и контроля за недобросовестными предпринимателями, установившими торговые павильоны.

— В судах находится 98 дел. Мы закрутили гайки очень жестко, стали сносить незаконные строения, они все находятся на неразграниченной земле. Теперь эти функции у минимущества, — сообщил Виктор Кондрашов. — Год пройдет, посмотрим, каков будет результат по судебным делам.

Пока, сообщил глава города, работа идет в обычном режиме, хотя увеличился поток документов и возросла очередь:

— Когда закон будет опубликован в СМИ, в течение месяца мы передадим все документы и дела. Конечно, любая передача, чего бы она ни касалась, это два-четыре месяца лихорадки для всех. Скорее всего, здесь будет то же самое. Время покажет. Многие сотрудники возмущались, переживают, поскольку жители зачастую не слишком разбираются в ситуации и будут обижаться за происходящее на городскую власть. Я успокоил коллег: работаем в плановом режиме и спокойно смотрим, что происходит, в течение года. Если статистика будет не слишком утешительная, возможно, правительство примет другое решение или найдет иной механизм.

К слову, на майских депутатских слушаниях в думе Иркутска при рассмотрении вопроса о земле представители администрации озвучили опасение, которое может стать одной из главных проблем после передачи полномочий по распределению неразграниченных земель на региональный уровень. Дело в том, что доходы от передачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды поступают в местные бюджеты. Эти доходы составляют значительную часть в бюджете Иркутска. На 2013 год и плановый период 2014—2015 годов также учтены вышеуказанные доходные источники, в том числе на нынешний год — свыше 345 млн рублей от арендной платы и 60 млн рублей от продажи земельных участков.

Опасения городской власти вызывает то, что период передачи полномочий по распоряжению неразграниченными землями приведет к торможению процесса предоставления земельных участков, а это повлечет за собой выпадающие доходы бюджета города и увеличение дефицита бюджета в текущем году.

Роддом — детсад — школа

Строительство детских садов в Иркутске – приоритет в работе городской власти. В последнее время удалось значительно снизить очередь в дошкольные учреждения, однако свое берет высокая рождаемость — мест для детей требуется все больше. «Будем радоваться, хоть и заниматься этой проблемой придется постоянно», — говорит Виктор Кондрашов. Он напомнил, что программа, связанная с детьми, в Иркутске строится по принципу «роддом — детсад — школа». Сейчас в городе завершается строительство перинатального центра, здание будет полностью готово в сентябре. Что касается очереди в детские сады, то в целом она составляет 28 тысяч человек, но при этом 13 тысяч родители записали «авансом» — это малыши от рождения до двух лет.

В этом году в Иркутске на строительство, а также текущий и капитальный ремонты учреждений образования, по словам Виктора Кондрашова, выделена беспрецедентная сумма: более 900 млн рублей. К началу нового учебного года планируется завершить капремонт в школах № 5, 53, 75, 43, лицее № 3. В октябре начнется капитальный ремонт здания бывшего кинотеатра «Россия», являющегося теперь структурным подразделением школы № 30, завершатся работы летом следующего года. Объект будет использоваться как культурно-досуговый центр при школе. При школах № 11 и 17 нынешним летом будут построены спортивные ядра, в школах № 63 и 68 к августу будущего года появятся спортивные модули.

Летом на капремонт закроются сразу несколько учреждений: школа № 73, детские сады № 36 и 173. Здание же детского сада № 25 на ул. Рабочего Штаба и вовсе снесут, здесь будет возведен новый садик на 110 мест.

— Серьезная системная и планомерная работа в этом направлении дает результаты, — говорит Виктор Кондрашов. — Каждый год мы открываем несколько новых детских садов. В этом году строятся три детских сада: по ул. Байкальской (на 110 мест), Мухиной (220 мест) и в микрорайоне Юбилейном (на 220 мест). Уверен, что к концу 2015 года выполним поручение президента России и все иркутяне с трех до семи лет будут ходить в детские дошкольные учреждения.

Город не только строит новые детские сады, но и ищет другие возможности для увеличения количества мест в дошкольных учреждениях. Так, важный шаг в решении проблемы — возведение четырех пристроев, каждый на 140 мест, к действующим детским садам № 136, 116, 90, 145. Виктор Кондрашов отмечает, что возведение пристроев в полтора раза дешевле, чем строительство новых детсадов, за счет подключения к уже существующим сетям и готовой площадки. Сроки строительства пристроев — восемь месяцев, начало запланировано на август.

В будущем году планируется ввод трех детских садов: по ул. Новаторов на 220 мест; в пер. Богданова на 110 мест; по ул. Розы Люксембург на 220 мест. Планируется начать строительство еще трех детских садов — в Университетском, Рабочем и Лисихе.

Транспорт по расписанию

«Постепенно город придет к тому, что общественный транспорт будет ходить по расписанию», — заверил Виктор Кондрашов. Увеличивается муниципальный автопарк, который, к слову, предпочитают иркутяне. Кроме того, с этого года вступили в силу новые правила перевозки пассажиров общественным транспортом. Так, перевозчики обязаны оснастить транспортные средства системами наблюдения ГЛОНАСС, а также обеспечить страховку.

— Как только с 1 января ввели эту систему, мы ежемесячно стали наблюдать выбывание 10—15 автобусов частных перевозчиков, — говорит глава Иркутска. — Система наблюдения и страховка — это дополнительные расходы, которые многие перевозчики не выдерживают. Чтобы закрыть потребность в машинах на маршрутах, мы закупили 23 новых автобуса более чем на 100 млн рублей.

По словам Виктора Кондрашова, администрация Иркутска готовит нормативно-правовую базу, которая будет предусматривать заключение договоров с частными перевозчиками, в том числе на конкурсной основе. В рамках договорных отношений планируется организация безопасных перевозок (исполнение предписаний, расписания движения, своевременное обновление подвижного состава).

К концу года, после ввода в эксплуатацию очередного пускового комплекса, планируется запустить общественный транспорт по Академическому мосту. Работы по мосту курирует областное руководство, они должны быть завершены в октябре.

Мэр отметил, что маршруты движения общественного транспорта по новому мосту разработаны. Город планирует запустить так называемые экспрессы, которые свяжут микрорайоны Синюшина гора и Первомайский с аэропортом. Возможно, появится маршрут до станции Батарейная через Центральный рынок. Глава города уверен, что прямые, экспрессные маршруты будут востребованы у жителей города. Причем с введением новой транспортной схемы часть маршрутов, порядка двадцати, сократят, чтобы они не дублировали друг друга.

Кроме того, в Иркутске готовится проект создания единой диспетчерской службы на базе одного из муниципальных предприятий — МУП Иркутскгорэлектротранс или МУП Иркутскавтотранс.

Теперь только вперед!

На встрече мэра с журналистами прозвучал и несколько абстрактный вопрос — как на сегодня мэр оценивает Иркутск. Виктор Кондрашов видит его таким:

— Иркутск крепко стоит на ногах. Стабильно работают основные системы жизнедеятельности города, а именно жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, образование, здравоохранение. Я вспоминаю ситуацию трехлетней давности, когда шесть МУПов были на грани банкротства. Теперь все в порядке. Удалось переломить ситуацию с очередью в детские сады. Даже учитывая беспрецедентный бум рождаемости последних лет, нам удается сокращать очередь. Благодаря планомерной работе и жесткой позиции городской власти недобросовестные подрядчики все реже выходят на конкурсы, а значит, повышается качество выполнения работ. Такой же стратегии мы будем придерживаться и дальше.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ