Степан Жиряков: «Дайте нам встать на ноги!»

Забайкалье – один из самых богатых, но и самых проблемных регионов России. Ворота страны в огромный Китай, гигантская кладовая природных запасов, бескрайние пастбища и пашни… и вечный дефицит бюджета, наполовину дотируемого из Москвы. Выйти из этого круга должна была помочь федеральная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, но насколько она эффективна сейчас? О сильных и слабых сторонах реализации программы, о голосе регионов и о перспективах нашей территории – интервью председателя Законодательного Собрания Забайкальского края, лидер регионального отделения партии «Единая Россия» Степана Жирякова.

- Степан Михайлович, слова «программа развития Дальнего Востока и Забайкалья» уже так долго на слуху, что смысл и содержание несколько подзабылись. Напомните, что предполагает реализация программы именно для нашей территории?

- Действительно, программа реализуется уже больше 15 лет, с 1996 года. Пять лет назад этот документ заново отредактировали и продлили до 2013 года. Основной стратегической целью сейчас, как впрочем, как и тогда является обеспечения условий для экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. То есть здесь должен быть сформирован благоприятный инвестиционный климат для развития приоритетных отраслей экономики: топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, социальной сферы, водного хозяйства, охраны окружающей среды.

Что касается Забайкалья, то понятно, что наш регион является совершенно уникальной кладовой полезных ископаемых. Единственное, чего у нас нет, так это нефти - все остальное есть. Но чтобы взять это «остальное», нужна развитая инженерная инфраструктура, нужны транспортные развязки, нужны серьезные объемы выработки электроэнергии. Соответственно, здесь по программе строятся прежде всего объекты, которые помогают развиваться в этом направлении: электросети и автомобильные дороги, инженерная защита городов и поселков от затоплений. Кроме того, модернизируется система жилищно-коммунального хозяйства, ведется строительство и реконструкция объектов здравоохранения края.

- И каковы результаты на сегодняшний день?

- Скажем так, не совсем радужные. С одной стороны, федеральный центр серьезно увеличил свои расходы на программу, и если в самом начале регионам по ней давали лишь 10% от обещанного, то сейчас – что-то около 80%. С другой стороны, деньги идут не просто так, а на условиях софинансирования, по схеме 70 на 30. То есть около трети затрат все регионы, включенные в программу, должен нести самостоятельно. Это было бы разумно и справедливо, если бы не одно «но» - мы практически все в той или иной мере дотационные. Чтобы выполнить свои обязательства по программе, приходится буквально выскребать из бюджета последнее. Если говорить о Забайкалье, то с 2008 по 2010 годы наш край получил из федерального бюджета на строительство объектов по программе 2,3 млрд рублей, то есть более 90% от запланированных средств. А сами мы на это с огромным трудом нацарапали только 371 млн рублей – чуть больше 40% от потребности. И в итоге у нас по краю стоит несколько недостроенных зданий, которые давно могли бы приносить пользу.

- Приведите примеры, пожалуйста.

- Пожалуйста. В Шилке пятый год по программе строят котельную. Цена вопроса – около 350 млн рублей: закончить работы по самому зданию, протянуть сети, подключить дома. Ее запуск позволил бы закрыть 5 старых объектов и изрядно сэкономить на топливе. Но у района денег нет, в краевом бюджете их тоже сильно не хватает. В результате стоит без всякого смысла на семи ветрах практически достроенное здание. Или перинатальный центр в Краснокаменске: с 2003 года его перестраиваем, и если денег в ближайшее время не найдется, то пропадут даром 50 миллионов рублей, которые туда уже вложены. А городу нужен нормальный роддом, да и из соседних районов сюда привозили бы рожениц. Про онкологический диспансер в Чите я уже и не говорю – кто видел этот приемный покой, уже никогда здоровым не будет. Больным, их родственникам и без того тяжело принять диагноз, а тут еще окружающая обстановка, которая никакого оптимизма вызвать не способна…

- И каков же выход?

- Я полагаю, что нужно менять подход к финансированию программных объектов. Во-первых, требуется, чтобы федеральный бюджет в полной мере выполнял свои обязательства.

- Но ведь с этим сейчас все в порядке?

- Всё, да не всё. Вот вам показательный пример. В рамках реализации программы предусмотрено строительство подъездов от автомобильной дороги федерального значения «Амур» Чита – Хабаровск к 14 населённым пунктам Забайкальского края. Подъезды к четырём уже введены в эксплуатацию. Однако остальные 10 подъездов до 2013 года, года окончания действия Федеральной целевой программы, ввести в эксплуатацию невозможно, потому что лимиты Росавтодора на три года в этой части составляют 443 миллиона рублей вместо 1,2 миллиарда. То есть всего-то 36%, понимаете? А нет подъездов – значит, люди лишаются возможности пользоваться автотрассой, которая построена, между прочим, на их же налоги. По-моему, это компрометирует деятельность федеральных и региональных властей в глазах населения. Если уж что обещано, то это надо выполнять.

- Понятно. А второй пункт?

- Нужно снижение уровня софинансирования с 30% до 5 %. Сейчас получается, что деньги, которые тратятся на строительство социальной инфраструктуры в дотационных регионах Забайкалья и Дальнего Востока, можно было бы с тем же успехом сжечь. Это было бы даже не так обидно, как сейчас глядеть на пустые бетонные коробки: вот же оно, могло бы работать! Ведь не мы одни такие – большинство регионов, на территории которых реализуется программа, не в состоянии обеспечить нормальное выделение средств на нее. Поэтому, когда я выступил с этим предложением на заседании региональной Парламентской Ассоциации в Хабаровске, меня поддержали абсолютно все участники. Мы составили обращение к первому заместителю правительства России Игорю Шувалову с предложением уже в этом году начать работу над федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период 2014-2018 гг. и перспективу до 2025 года».

- То есть программа будет продлеваться?

- Мы все, члены Ассоциации, полагаем, что надо после 2013 года не продлевать действие программы, а сделать анализ эффективности ее реализации и затем принять в новой редакции. И там уже учесть те два пункта, о которых мы говорили – снизить долю софинансирования и увеличить расходы федеральной казны.

- Степан Михайлович, но в этом случае могут возникнуть вопросы к регионам. Мол, вы дотационные, потому что плохо работаете, да еще и денег все время просите… ведь это очень расхожая точка зрения.

- Да, это очень распространенная идея. А еще очень неправильная и невыгодная. Давайте рассуждать логически: Забайкальский край в год передает в федеральный центр около 5 миллиардов рублей налогами, Москва присылает сюда в качестве помощи 17-19 миллиардов рублей. Печальная диспропорция налицо. Теперь посмотрим, что у нас дает наибольший экономический эффект, что у нас есть такого, на чем можно построить благополучие края. Это, безусловно, горно-рудная отрасль, и это сельское хозяйство, в частности, скотоводство. То есть те отрасли, от которых невозможно получить мгновенную, одномоментную прибыль – в них надо сначала инвестировать, причем по-крупному. Я говорил об этом в начале, и повторю еще раз: чтобы развиваться, Забайкалью требуется серьезная инфраструктура. И в этих условиях надо дать краю время, которое в будущем обернется заработанными деньгами. Нужно помогать региональной власти закреплять здесь население, создавать условия для нормальной жизни и работы. Иначе для кого строятся дороги, больницы, линии электропередачи? Ведь у нас федеративное государство, то есть государство, состоящее из равных субъектов. Значит, его обязанность создать условия для того, чтобы регионы, имея различные климатические условия, расстояния и природные запасы, были равны в своем экономическом развитии. В этом и состоит задача федеративного государства. А уж регионы, вставшие на ноги, не остались бы в долгу.

Анна Колобова



"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ