
Накануне стало известно, что первый опытный образец среднемагистрального самолета МС-21, частично оснащенный российскими системами и агрегатами, благополучно совершил беспосадочный перелет из Иркутска в подмосковный город Жуковский. Там, на базе Летного исследовательского института им. М.М. Громова, вскоре начнутся сертификационные полеты для получения разрешения на запуск самолета с импортозамещенными системами и агрегатами в серийное производство.
В Объединенной авиастроительной корпорации рассказали, что во время полета в Москву МС-21 пилотировал усиленный экипаж из двух Героев России, летчиков-испытателей Романа Таскаева и Олега Кононенко, и заслуженного летчика-испытателя РФ Андрея Воропаева. Также в экипаж включили ведущих инженеров по летным испытаниям ПАО "Яковлев" Николая Фонурина, Александра Попова, Олега Березина и Александра Соловьева.
Самолет преодолел 5 тысяч километров от Иркутска до Москвы за 6 часов 8 минут. Полет проходил на высоте 11 километров, крейсерская скорость составила порядка 800 километров в час. По словам директора по летным испытаниям, летчика-испытателя ПАО "Яковлев" Романа Таскаева, остаток топлива после приземления составил более четырех тонн.
- Самолет выдержал длительный полет. Все работало прекрасно. Мы удовлетворены перелетом, - подчеркнул Герой России Роман Таскаев.
Напомним, МС-21 с порядковым номером "005" с импортозамещенными системами и агрегатами поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиазавода несколько дней назад. Первый полет продолжался чуть больше часа, самолет достиг высоты 3 километра. Полет состоялся в рамках заводских доводочных испытаний. Тогда заместитель генерального директора, директор инженерного центра ПАО "Яковлев" Анатолий Гайданский сообщил, что после нескольких "доводочных" полетов этот самолет улетит в Жуковский для сертификационных испытаний. Так и случилось.
На "пятом" МС-21 в рамках программы импортозамещения иркутские авиастроители заменили американские двигатели на отечественные силовые установки ПД-14, установили отечественную вспомогательную силовую установку, импортозаместили всю авиаонику, систему кондиционирования и систему электроснабжения. Именно эти системы проверялись в ходе полетов и будут сертифицированы для МС-21.
В настоящее время на Иркутском авиазаводе ПАО "Яковлев" готовят к полету самолет с порядковым номером "013", который также планируется потом отправить на сертификацию. Это первый МС-21, построенный с полностью импортозамещенным композитным крылом. На нем уже заменили двигатели "Пратт анд Уитни" на отечественные ПД-14 и теперь монтируют остальные системы и агрегаты российского производства, включая систему торможения колес, привода управления механизацией крыла и механизм перемещения стабилизатора.
Таким образом, "тринадцатый" МС-21 станет первым самолетом с отечественными элементами планера, а также системами и агрегатами воздушного судна. По словам Анатолия Гайданского, первый полет этого полностью импортозамещенного МС-21 планируется уже скоро, в первой половине лета. Затем "тринадцатый" также улетит в Жуковский и примет участие в программе сертификационных полетов, которые должны завершится к концу лета 2026 года получением т.н. одобренного главного изменения в конструкцию воздушного судна.