В Общественной палате Иркутской области прошел круглый стол на тему «Качество содержания автомобильных дорог Приангарья: механизмы общественного контроля». Его инициатором выступил депутат Госдумы, зампредседателя комитета по транспорту Сергей Тен.
Открывая заседание, Сергей Тен с удовлетворением отметил возвращение к старой испытанной схеме – дорожным фондам, которые покончат с финансированием дорожного строительства по остаточному принципу.
– Я убежден, что наряду с федеральным и региональными фондами должны быть созданы и муниципальные. На местах виднее, на что в первую очередь нужно тратить деньги. Жителю Братска, платящему транспортный налог, безразлично, что отремонтирована дорога Иркутск – Листвянка. Он хочет ездить по своим качественным дорогам.
Депутат напомнил, что о повышении роли общественности в управлении государством, говорил как действующий президент РФ Дмитрий Медведев, так и вновь избранный Владимир Путин. И откликаясь на это пожелание, Росавтодор предложил своим региональным управлениям создать общественные советы. Такой совет создан и при ФГУ дорог «Прибайкалье».
Дороги только одного Иркутска составляют 650 км. Они, как говорили выступающие, никогда не блистали качеством, но нынешняя весна особенно ярко высветила их вопиющее состояние: огромное количество ям, ухабов, выбоин… Областная ГИБДД считает, что плохое состояние дорожного полотна является причиной 30% ДТП.
Положение с дорогами в Иркутске и области просто безобразное, заявил председатель правления потребительского общества взаимного страхования «Клуб участников дорожного движения «Байкал» Алексей Осипов. И во многом причина, по его мнению, кроется не в недостатке финансирования, а в неправильном использовании средств, в отсутствии должного контроля за строителями.
– Наш клуб, объединяющий около трех тысяч автомобилистов, создал свое экспертное подразделение. В прошлом году мы провели экспертизу ремонтных работ, проведенных на улице Свердлова. Ни один параметр не был выдержан. Нам, например, совершенно непонятно, почему бюджетные деньги выделяются для проведения ямочного ремонта на дорогах, у которых не вышел срок гарантии, поскольку эксплуатируются они меньше двух лет.
Алексей Осипов предложил включить общественные организации в систему проведения тендеров, в органы контроля за ходом ремонта и прокладки новых дорог, а также в комиссии по приемке.
– Никаких денег не хватит, если одну и ту же дорогу латать каждый год. Лучше сделать один раз дорогу нормального качества, чем распылять средства по ямочным ремонтам.
Его поддержал и президент региональной автодорожной ассоциации (РАДА) Виктор Григоров. Он считает, что не в 30% ДТП виновато плохое транспортное покрытие, а прямо или косвенно с этим связано 83% всех дорожных происшествий.
– Эта статистика подтверждена судебными решениями. У нас имеется 2,5 часа видеосъемок, подтверждающих, что ямочный ремонт в Иркутске проводится безобразно: горячий асфальт укладывается прямо в лужи. Будьте уверены, эта «пломба» вылетит через несколько дней. Ничем, кроме как закапыванием денег в землю, это назвать нельзя.
Григоров убежден – объяснения чиновников городской администрации, что у них нет правовых и экономических регуляторов, позволяющих воздействовать на недобросовестных подрядчиков, – пустые отговорки.
– Я ответственно заявляю, что такие регуляторы есть, и их достаточно, чтобы обуздать любого подрядчика, подсовывающего откровенную халтуру. Мы уже восемь лет предлагаем городской администрации взять под общественный контроль одну из улиц в Иркутске. Убеждаем, что уже через год она будет соответствовать всем техническим стандартам. Но наши предложения упорно отвергаются.
С июня 2011 года работает сайт «Дороги Приангарья». По словам его администратора Виты Побойко, его цель – с помощью жителей области выявить проблемные участки на автодорогах, контролировать качество ремонта и доносить информацию до органов власти. Любой пользователь может отметить на карте опасные места и прислать фото.
– Всего за полгода, – рассказала Побойко, – было устранено 36 проблем из 581, поступивших на сайт. С декабря аудитория сайта заметно расширилась. Мы уже получаем данные общественного мониторинга из Братска, Ангарска, Усть-Кута, Саянска. К сожалению, планы городских администраций пока еще мало принимают во внимание пожелания жителей. Чтобы механизм общественного контроля работал эффективно, нужны встречные шаги со стороны органов власти.
Профессор БГУЭП, председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Виктор Самаруха, так же как и Сергей Тен, поддерживает создание муниципальных дорожных фондов.
– У нас развелась масса водителей-лихачей. И себя калечат, и людей. Одно из спасений от них – лежачие полицейские. Надо дать возможность администрациям муниципалитетов устанавливать их, чтобы обезопасить население. И не тянуть с финансированием дорожных работ. Уже весной, в апреле, должны быть заключены все контракты. Дороги – это зеркало состояния экономики и культуры людей.
В резолюции, принятой участниками круглого стола, отмечается, что только 10% от необходимого финансирования выделяется на содержание дорог. Чтобы эффективно тратить эти средства, нужно подключать общественный контроль. Один из способов – создать на базе сайта «Дороги Приангарья» единый электронный ресурс под эгидой областного министерства строительства, дорожного хозяйства. Там размещать актуальную информацию о проводимых ремонтных работах, список подрядных организаций, проводящих обслуживание и ремонт автодорог и т.д. Любой пользователь сможет задать вопрос по дорожной тематике и получить ответ в течение пяти дней.
"Байкал24"