28-го марта научный сотрудник института этнологии и антропологии Российской академии наук, кандидат исторических наук, куратор этнологической серии томов "Народы и культуры" Людмила Миссонова прочитала на секции по культурной географии Московского отделения Российского географического общества (РГО) свой доклад «Карта Сахалина на роге оленя – ментальная или физическая? (уникальный памятник наследия тунгусо-маньчжурского народа уйльта)»:
- Артефакты Сахалина дают возможность познания сакральности искусства, отражающего естественные витальные потребности жителей острова прошлых эпох. Именно эти потребности объединяют человека прошлого и настоящего в обращениях к Земле, Небу, Морю, Реке, Огню, Полярной звезде, созвездию Ориона и т.д.
Восприятие острова как «жизненного пространства» имеет отличимые особенности для коренных малочисленных народов и иного населения Сахалина. Очевидны различия восприятия пространства как реальной географической категории – и мировоззренческой. С точки зрения этнической психологии коренного населения, в частности уйльта, «остров Сахалин» – нā ǯúнú – это «Земли голова». Предельно детальное знание особенностей физического пространства тунгусо-маньчжурским населением логично объясняется передачей сакральной информации, накопленной веками. Данная информация передавалась как средствами устного народного творчества (легендами), так и сакральными композициями в искусстве. Вплоть до 1930-1940 годов «изобразительный» фольклор служил языком передачи знаний поколениями шаманов, то есть «посвящённых». Что такое «карта острова» в мировоззрении коренного населения, какова её связь с пространством материка? Какую роль играет искусство (этнический орнамент) в фиксации мировоззрения освоенного жизненного пространства?
Материальные артефакты, как и «словесные артефакты», сохранившиеся в языке и памяти народа, донесли до современного поколения исследователей «живой» фактический материал, позволяющий увидеть мир географического (физического) и ментального пространства в комплексе глазами малочисленных этнических общностей острова. Возможна попытка сопоставления этнологического материала, собранного автором доклада в Поронайском и Ногликском районах Сахалинской области (экспедиции 1990-2011 гг.), с данными артефактов, хранящихся в музеях Сахалинской области, Санкт-Петербурга, Осаки и Хоккайдо. Особый интерес в данной теме исследования представляет жезл «Рукутамский рог» из воздушного захоронения уйльта района реки Рукутама (Поронайский район Сахалинской области).
На фото: Л.И. Миссонова