
В 2026 году по Байкалу начнут ходить два новых скоростных катамарана на подводных крыльях — «Сарма» и «Селенга». Планируется, что они свяжут южную и северную стороны Байкала (и соотвественно два региона — Иркутскую область и Бурятию) регулярным сообщением.
А значит снова появится водный маршрут Иркутск — Северобайкальск — Иркутск (последний раз регулярные рейсы по этому маршруту выполняли в 2016 году). Один катамаран сможет перевозить до 148 пассажиров (плюс четыре человека экипажа).
Суда проекта HSC150B создавали специально для Байкала
Проект разработали в нижегородской компании «Си Тех». Построил катамараны судостроительный завод «Вымпел» (входит в ОСК) в Рыбинске, а полную сборку выполняли уже в Иркутске — на верфи Восточно-Сибирского речного пароходства (входит в группу компаний «Истлэнд»).
Проектировали эти суда специально для Байкала и, в отличие от старых судов на подводных крыльях, они могут эксплуатироваться на меньшей глубине.
«Малая осадка и особенность крыльевого устройства существенно расширяют географию пассажирских перевозок и позволяют осуществлять безопасную посадку и высадку пассажиров на необорудованный берег», — поясняли в ОСК.
Возможность высадки пассажиров без причала — ценная особенность для Байкала, где существуют проблемы с причальной инфраструктурой (во многих туристических точках и прибайкальских поселках она либо отсутствует, либо требует ремонта, и потому не пригодна для использования).
Еще эти катамараны расходуют на 40% меньше топлива и несут на 8% больше полезной нагрузки, чем традиционные суда на подводных крыльях.