Бурятия оптимистически «обречена» на дружбу с РЖД

Бурятия стала одним из крупнейших и наиболее перспективных партнеров ОАО «РЖД». Увеличению инвестиционной активности РЖД способствовали выход компании из договора «последней мили» с филиалом ОАО «МРСК Сибири» – «Бурятэнерго», интенсификация сообщений с Монголией (и Азией вообще) и возможное предоставление руководством Бурятии налоговых льгот. В Бурятии создано совместное предприятие – ОАО «Улан-Удэнская пригородная пассажирская компания». Об этих новациях 1 марта во время рабочего визита в Бурятию проинформировал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Программа рабочего визита главы РЖД была насыщенной: торжественное открытие вокзала «Заудинский», презентация программы развития железнодорожного вокзала Улан-Удэ и подписание соглашения с правительством Бурятии до 2015 года. Президент Бурятии Вячеслав Наговицын после подписания документа сообщил, что теперь республика и РЖД «обречены на дружбу и сотрудничество».

Новые вокзалы

На открытие нового вокзала глава РЖД прибыл на мотрисе – автономном железнодорожном вагоне – вместе с Владимиром Наговицыным и Матвеем Гершевичем. Современный вокзал стоимостью в 70 млн рублей был возведен на условиях софинансирования с республикой. В настоящее время новое здание на станции Заудинский, общей площадью 732, 2 кв. м может спокойно принять более 100 пассажиров. Здесь все жители республики могут приобрести билеты в любом направлении. Он является первым вокзалом Восточно-Сибирской магистрали, транслирующим телеканал ОАО «РЖД».

По словам главы РЖД, новый вокзал увеличит мобильность населения республики и расширит возможности республики. «Это наша жизнь, и чем мобильнее она становится, тем свободнее чувствует себя человек. Открытие вокзала в масштабах страны, возможно, не является столь заметным событием. Но в масштабах региона, республики, в жизни каждого человека, безусловно, это событие очень важное. На вокзалы люди приходят для того, чтобы отправиться в путешествия. На вокзалы своего родного города люди возвращаются после путешествий», – отметил он.

Из-за угрозы терактов на новом вокзале безопасности пассажиров уделено особое внимание. В здании оборудовано специальное помещение для наблюдения сотрудниками милиции за обстановкой в самом вокзале.

– Надо сказать, что здесь картинка лучше, чем в столичных вокзалах. Здесь мы использовали новейшее оборудование, благодаря которому получается картинка с четкими, узнаваемыми лицами, – отметил глава РЖД. – На самом деле многие люди не знают, что на северокавказской железной дороге редко проходит неделя, чтобы не было фактов подрыва взрывных устройств под движущимися поездами. Обстановка в стране сложная. Наши люди работают в условиях, приближенным к боевым.

После открытия вокзала на рабочей встрече с руководством Бурятии была достигнута договоренность о сотрудничестве в вопросах транспортной безопасности. Ведь зачастую при обеспечении общественной безопасности на прилегающих к вокзалам территорий, находящихся в собственности муниципалитетов, есть дуализм. Транспортная милиция обеспечивает безопасность на объектах инфраструктуры, но как только пассажир отходит на полметра от стены вокзала, там уже функционирует другое подразделение милиции. С этого времени прилегающие территории будут находиться либо в оперативном управлении РЖД, либо под контролем компании для обеспечения безопасности граждан.

Модернизация вокзала в Улан-Удэ

Далее г-н Якунин посетил железнодорожный вокзал Улан-Удэ, который готовится к масштабной модернизации. В прошлом году среднесуточный пассажиропоток на вокзале составил более 1 400 пассажиров дальнего следования и 2 800 пассажиров пригородного сообщения.

Руководство компании планирует преобразовать этот простой вокзал в многофункциональный транспортно-пересадочный узел. Предполагается строительство лифтов на переходах над путями для спуска к платформам, реконструкция крытого перехода и надстройка еще одного этаже на вокзале. На привокзальной площади планируется строительство подземного паркинга.

Однако строительство столь мощного комплекса и вообще интенсификация деятельности железнодорожников могут грозить городу автомобильными пробками. Ведь центральная часть Улан-Удэ буквально перерезана на части железнодорожными путями вокзала. Пешеходы с южной части города через вокзальный комплекс переходят над путями (по виадуку) с улицы Борсоева. Автомобили проезжают с улицы Лимонова по путепроводу с двумя полосами движения. Пробки возникают уже сейчас.

В этом отношении проблемным является и выезд на проспект 50-летия Октября. «Там есть два автомобильных путепровода, которые мы должны реконструировать и расширить проезд. И есть восемь путей железной дороги. Будем прорабатывать этот вопрос и разрабатывать проект по его расширению», – отметил президент Бурятии.

Для транспортной разгрузки этого района предполагается строительство новой развязки и мостового путепровода над путями со стрелки Борсоева – Смолина с выходом на ул. Добролюбова и ул. Революции 1905.

Решение этой проблемы руководство республики намерено вывести на федеральный уровень. По словам Вячеслава Наговицына, они совместно с РЖД будут лоббировать появление и разработку специальной целевой федеральной программы. «Это проблема не только Бурятии. По главному ходу, где интенсивные ходы транспорта, надо строить путепроводы. Понятно, что РЖД сама вытянуть это не может. Мы это вытянуть тоже не можем. Нужна государственная политическая позиция, – отметил Вячеслав Владимирович. – Это не значит, что мы завтра начнем вбивать колья и рыть котлованы. Это говорит о том, что с завтрашнего дня начнется активная работа уже со специалистами по решению этих проблем».

Связь с Монголией

Впрочем, увеличению привлекательности Бурятии для РЖД объясняется и возрастающей в последнее время интенсивностью сообщения с Монголией.

Для компании это направление является одним из приоритетных. Общий объем инвестиций в развитие железнодорожного узла Наушки в 2010–2011 годах превысил 206 млн рублей. На станции Наушки проводится реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов и склада ГСМ в оборотном локомотивном депо. Для работников локомотивных бригад, занятых на обслуживании участка Улан-Удэ – Наушки и Наушки – Улан-Батор, заканчивается строительство комнат отдыха и котельной.

– Модернизация дорог Улан-Удэ – Наушки произойдет неизбежно. Мы думаем о строительстве новых дорог до Озерного ГОКа, до Таксимо. Решения существуют. Мы надеемся, что сможем обеспечить финансированием, которое можем получить благодаря тем тарифам, которые нам устанавливаются, – сообщил по этому вопросу Владимир Якунин.

На днях будут известны итоги конкурса, в котором принимает участие РЖД, по отбору компаний операторов по добыче угля на месторождении Таван Толгой (Монголия), которое, возможно, дополнительно увеличит движения поездов в восточном направлении. Ведь в случае выигрыша РЖД монгольская сторона сможет реализовывать уголь через российские порты с льготными тарифами на перевозку. «Полагаем, что это вполне возможно», – отметил глава РЖД.

Месторождение Таван Толгой является крупнейшим в мире месторождением коксующегося угля. Общий объем запасов этого месторождения составляет 6 млрд т угля, при этом 1,4 млрд т составляет коксующийся уголь. В декабре прошлого года горные выработки и очистные выемки произведены на площади 535 тыс куб. м. В настоящий момент месторождение готово для экспорта сырья.

И БАМ с нами

Дружба РЖД с Монголией обеспечила дополнительными заказами Улан-Удэнский ЛВРЗ. С этого года на этом предприятии начнется модернизация завода. Общий объем инвестиций, рассчитанных на три года, составляет более 1 млрд рублей. На условиях софинансирования в ближайшее время для детей работников ЛВРЗ будут построены два детских садика.

– В Бурятии наших сотрудников более 16 тыс. человек. Это наши люди. Это более 5 млрд рублей, выплаченных на зарплату. Наши сотрудники покупают еду, бытовую технику здесь, обеспечивая республику дополнительными налогами. Для нас важно, чтобы социальная атмосфера, социальный климат был таким, чтобы людям хотелось иметь детей, работать. В этом плане нами сделано достаточно много, – сообщил глава РЖД.

После окончания совещания Владимир Якунин отметил, что с Бурятией в последнее время выстраиваются конструктивные и эффективные отношения.

– Не во всех регионах существует переход от понимания к конкретным действиям. К примеру, в Бурятии наши медицинские учреждения работают наравне с муниципальным здравоохранением. Хотя в некоторых регионах нам говорят, что мы отраслевые, поэтому и не включают в программу медицинского страхования, – отметил Владимир Якунин.– Или же вопрос по энергетике. Он уже решен. Далеко не все субъекты нас отпускают, тем самым сдерживая расходы своего населения. Бурятия смело пошла на это. Да, она понесла определенные расходы. Но в результате в этом регионе наша активность увеличилась.

В завершение своего визита глава РЖД сообщил о намерениях по поводу возрождения БАМа. «Вы помните времена, когда утверждали что это дорога в никуда. Это полная ерунда. Мы сегодня испытываем очень серьезную потребность, связанную с ограниченностью пропускных возможностей БАМа. И сегодня мы всерьез говорим, что нужно ставить второй путь, полностью электрифицировать, – рассказал он. – Совместно с государством вкладываем деньги в строительство Кузнецовского тоннеля, чтобы обеспечить перевозку грузов в порты Дальнего Востока. И речь идет не о 50 млн т груза, а как минимум о 90 млн т, а то и больше. Поэтому БАМ, безусловно, будет развиваться. В БАМ будут инвестироваться деньги. И мы полагаем, что перспективы БАМа весьма позитивны».

Елена Дамбинова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ