Развитие туризма - цель или способ?

Программа развития туризма, Иркутской области до 2016 года, этот жупела для ссылок и оправданий, предусматривает освоение 230 млн. руб. , а общие бюджетные вложения составят порядка 1174 млн. руб. Что тут сказать?

Надо не говорить, а считать. Например, декларируемый поток туристов, хотя, как я не раз говорил, надо считать не головы туристов, а ночевки, это гораздо более показательный показатель))) в 2011 году составил 740 тыс. посещений, а планируется 1365,6 тыс. посещений. Похвальная точность или привычка к бесконтрольности предыдущих достижений? Получается, для достижения этого показателя будет вложено 1960 рублей на одну голову, а Бурятия – 3150 руб., т.е. почти в два раза больше. При этом Бурятия рассчитывает на каждый вложенный бюджетный рубль привлечь 2-3 рубля частных инвестиций, а мы, по чемпионски - 6! Но они уже привлекают и строят, а мы пока нет, и не надо тут ссылаться на Гору Соболиную. Надо признать, чтоб достигнуть целевых показателей надо уже бежать быстрее быстрого. Ну, или рисовать следующую программу и улыбаться, ведь как показывает опыт предыдущих программ и не достигнутых целей, спроса нет, а участие в выполнении есть.

Кстати, о выполнении, или точнее, об освоении. Средняя зарплата у сотрудников региональных органов в Иркутской области составляет 32460 руб. В Агентстве по туризму в Иркутской области работает 9 человек.

Значит, фонд оплаты труда с социальными налогами составляет 399 тысяч рублей в месяц или 4,785 млн. руб. в год или 23,9 млн. рублей за указанный период. Забавное совпадение, комиссия за освоение -10%, классика жанра. И никакой коррупции))

Я понимаю, что у департамента кроме выполнения программы, есть масса других задач. Мне даже интересно, каких. Но представить, что фонд оплаты труда коллектива Королева во время выполнения программы первого пилотируемого полета был сопоставим со стоимостью остальной программы и отрасли, я не могу.

Конечно, запуск одного Гагарина в космос гораздо проще, чем привлечение десятков тысяч людей на Байкал и создание им комфортной среды, они ведь из тюбиков есть не будут, но должны же быть какие- то нормы эффективности. Мышерожанием слоноподобные отрасли не строятся.

Может, дело тут не в Королеве, это все- таки штучный товар, а в коллективе? Ну, не могут эти специалисты турортасли –туроператоры, гостиницы и турбазы соответствовать его масштабу- выбить на программу 20 млн. рублей? Да нет, выручка турбаз одного только Ольхонского района превышает за сезон эту цифру в разы, а то и на порядок. И это просто математика. Считайте сами - Официально там более 60 турбаз, оборот каждой –миллионы, крупной –десятки, плюс частный сектор, плюс транспорт, кафе, рыбаки. Плюс Иркутск, плюс Иркутский и Слюдянский районы, плюс флот, плюс транзит? Вопрос себестоимости и короткого сезона, т.е. не оборота, а прибыли. Получается, коллектив-то турослевой работает? Оказывает услуги, продвигает Байкал, обучает персонал, дает работу массе смежников, вплоть до авиакомпаний, снимающих сливки. Решает конкретные задачи и стремится к высоким целям.

Что в это время делают генеральные проектировщики, они же координаторы программы? Выполняют свои цели. Их две, точнее одна – день простоять и ночь продержаться. Ну, и милые пустячки, типа освоения бюджета стенда на Миланской выставке, где, как известно, рождается не только самый массовый спрос на отдых в России, но и модный тренд следующего сезона и происходят сэйлы того, что не купили туристы из России в Италию. Да и где, как не в Италии, хорошо думать о высоком сезоне на Байкале, гостей ведь надо встречать от кутюр до самых до окраин.

Получается, что масштаб задач и масштаб бюджета не сопоставимы. Цели и задачи, да и сами люди выполняющие де факто программу, живут, почти не пересекаясь с ее юридическими отцами, кроме случаев иногда необходимых им ритуальных одобрений. За небольшие бонусы, типа издания бесплатного каталога гостиниц и презентации ее на выставке. Привычка.

Истории известны случаи, когда с небольшими ресурсами энтузиасты достигали целей. Но гораздо больше случаев, когда масштаб руководителя не соответствовал задаче момента и момент был упущен. А упущено уже многое – и особая зона, и Федеральные целевые программы и смена восходящего тренда на понижательный, и возможность кооперации с Бурятским берегом и главное, роль Департамента туризма как межотраслевого координатора развития территории, а не робкого просителя бюджетных крох.

Отрасль ждет Королева, живущего не по принципу «Движуха все, цель ничто». Ведь в программе четко написано, цитирую – «Целями областной государственной поддержки туризма и туристской деятельности в области являются обеспечение устойчивого экономического развития области посредством развития туристской индустрии, а также формирование представления об области как территории, благоприятной для туризма».

Автор: Сергей Перевозников.

"Байкал24"

Опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ