Леонид Мончинский, писатель и друг Высоцкого, высказал свое мнение о нашумевшей премьере
В Иркутске, как и по всей стране, прошла премьера нашумевшего фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». «Фильм-сенсация», «фильм-событие» — такие эпитеты звучат в рекламных роликах фильма. Это и понятно: с участием Высоцкого было снято множество картин, а вот современных фильмов про легенду, по сути, не было, да еще таких, где Высоцкий киношный похож на Высоцкого настоящего как две капли воды. Кстати, создатели фильма так и не раскрыли секрет, кто же играет Высоцкого, что породило еще больший интерес к картине. Несмотря на все это, фильм получил весьма неоднозначную оценку зрителей.
Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» рассказывает об одном из наиболее драматичных периодов жизни артиста. Будучи кумиром миллионов, в конце 70-х он переживает творческий кризис. Ощущение опустошенности, отсутствие интереса к жизни... В 1979 году во время гастролей в Узбекистане у Высоцкого остановилось сердце, он пережил клиническую смерть. Об этом эпизоде из жизни артиста и рассказывает фильм. Примечательно, что сценарий был написан сыном Владимира Семеновича, Никитой Высоцким.
Иркутяне, которые уже успели посмотреть картину, восприняли фильм по-разному. Одним он понравился, другие нашли в нем много недочетов. Впечатляет стопроцентное сходство актера с самим Высоцким. Большинство считают, что Высоцкого сыграл Сергей Безруков. В иркутском Интернете даже ходит шутка, что актер уже сыграл Пушкина, Есенина, Высоцкого, на очереди Анна Ахматова, фильм о которой планируют снять в ближайшее время.
Те, кому фильм не понравился, говорят, что картину можно назвать неудачей режиссера. По словам критиков, в картине слишком уж откровенно и красочно показано пристрастие артиста к алкоголю и наркотикам. И в целом артист предстает перед зрителями не талантливой, одаренной личностью, а уставшим, замотанным человеком, одолеваемым пагубной привычкой к дурманящим средствам. Так как сценарий к фильму написал сын Высоцкого, один человек, который был знаком с артистом, но попросил не называть его имени, высказал предположение, что картина эта — результат затаенной обиды сына на отца, возможно из-за недостатка внимания Высоцкого к сыну. Минусом фильма называют также то, что тяжелый двухсантиметровый грим создал почти подобие резиновой маски на лице актера, игравшего Высоцкого. Поэтому играть эмоции ему было очень трудно, из-за чего его персонаж выглядит несколько замороженным и не таким харизматичным, каким был Высоцкий.
Мы связались с другом Владимира Высоцкого, бывшим иркутянином, а ныне жителем Краснодара Леонидом Мончинским. Когда артист приезжал в Иркутск, он всегда вначале встречался именно с Мончинским. В соавторстве с Высоцким иркутский журналист написал книгу. Роман «Черная свеча» Владимира Высоцкого и Леонида Мончинского повествует о проблеме выживания заключенных в зоне. Леонид Мончинский уже посмотрел фильм, поэтому с первых минут разговора начал говорить о картине.
— Особенность фильма, на мой взгляд, в том, что картину снимали люди, которые в то время Володю не знали. Вы понимаете, одно дело, когда за съемки берутся люди, которые были знакомы с Высоцким, работали или дружили с ним, и совсем другое, когда просто группа людей пытается попасть в то время. Это фильм не о Высоцком, а, скорее, о людях, которые его окружают. Я ничего не могу сказать — есть ли там Высоцкий настоящий или нет. Скорее всего, нет. Я совершенно равнодушно воспринял этот фильм, он меня не впечатлил. Когда снимается кино про гения, то обычно выделяют те качества, которых нет у нас, обычных людей. А в этом фильме его гениальность не подчеркнули.
— Вы считаете, что Высоцкий был другим человеком?
— Конечно, создатели фильма передали свое видение. Не то чтобы мне не понравился образ Высоцкого в фильме, я просто его не воспринял. Образ Высоцкого, на мой взгляд, слишком упрощен, в картине не показано, что он был гением. Для того чтобы это передать, нужно было продемонстрировать то, что выделяет его из общей массы людей. Я не увидел всей глубины личности Высоцкого. А ведь это был потрясающе одаренный человек! Он был настолько всесторонне развитым! У него была энциклопедическая память, которая хранила такое невероятное количество интересных идей, фактов. Это был настолько неординарный, творческий, харизматичный человек, что, когда я общался с ним, у меня было просто какое-то чувство эйфории, полета. Наверное, я не совсем понятно говорю. Вы знаете, по телефону трудно передать, каким он был человеком.
— Как вы думаете, если бы этот фильм посмотрел сам Высоцкий — как бы он его воспринял?
— Я думаю, реакция у него была бы однозначной... Это не телефонный разговор, не хочу ругаться по телефону.
— По вашему мнению, фильм неудачный или в нем все же есть что-то положительное?
— Хорошо, что говорят о Володе, ведь многие помнят о нем, но не делают фильмов, не дают интервью. Так что в целом это дело похвальное.
— Высоцкий бывал в Иркутске, на Байкале. Какое впечатление у него было от нашего края?
— Его поразила красота сибирской природы — высокие кедры, сопки. В восторге он был и от Байкала. А первой фразой, которую Володя сказал, когда сошел с трапа самолета, когда впервые прилетел в Иркутск, была — «А как можно встретиться с Распутиным, где он живет?». Вот такой он был человек. Встретили его в Иркутске удивительно тепло и радушно. Честно говоря, он был поражен, как его здесь любят и слушают. Я уже не раз рассказывал про импровизированный концерт, который он дал с балкона дома в Иркутске II. Собралась такая огромная толпа людей! Как раз в это время люди шли с работы с авиазавода... Когда он гулял по Иркутску, к нему постоянно подходили люди, брали автографы. Были, конечно, разные случаи, в том числе забавные. Однажды идут парни, увидели артиста, но не узнали его. А один из них говорит: «Смотрите, ну и рожа, вылитый Высоцкий!»
Прощаясь с нами, Леонид Мончинский пожелал нашей газете, в которой он когда-то работал, хороших статей, не забывать про легендарного артиста и просто хорошего человека Владимира Высоцкого.
Алена Байбородина, «СМ Номер один»