39-я сессия Законодательного Собрания, состоявшаяся вчера, можно сказать, была внеплановой, специально созванной для принятия бюджета-2012 в третьем окончательном чтении. Депутаты также внесли изменения и утвердили доходную часть бюджета Иркутской области 2011 года в размере 90 млрд рублей. Расходы утверждены в размере 85,7 млрд рублей. Профицит бюджета увеличен до 4,3 млрд рублей.
Кажется, не было случая в истории законодательного органа, чтобы бюджет следующего года предстал в законченном виде в столь ранние сроки. Бывало, дебаты затягивались до конца декабря, а однажды даже декабря не хватило и только в мае удалось утвердить главный финансовый документ области. И все потому, что две ветви власти твердо держались за свои трактовки прихода-расхода, не желая уступать друг другу верховенства.
В этом году возможность конфликта была погашена еще в зародыше поправками губернатора области Дмитрия Мезенцева, пошедшего навстречу депутатам, поставившим под сомнение точность прогнозов ожидаемых доходов. Увеличение на 3 млрд рублей собственной доходной базы за счет прироста налога на прибыль и продажи областной доли в авуарах компании РУСИА-Петролеум, дало возможность наполнить те статьи расходов, на которых настаивали депутаты.
Еще на заседании комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания, прошедшего накануне сессии, его председатель Сергей Курилов объявил, что ни одной поправки к бюджету-2012 в комитет не поступило.
– Я предлагаю рекомендовать сессии принять законопроект в окончательном чтении. Одновременно от вашего имени, уважаемые коллеги, предложить правительству те приоритетные направления, на которые следует направить деньги в случае получения в будущем году дополнительных доходов.
Список депутатских наказов оказался не очень длинным. В нем значилось увеличение фонда оплаты труда муниципальным учреждениям дополнительного образования, выделения 92 млн рублей на подготовку проектно-сметной документации для строительства радиологического корпуса областного онкологического диспансера, приобретение на 8,9 млн рублей оборудования для организуемого на базе областной больницы симуляционного (обучающего) центра, а также вливание финансовых средств в областную целевую программу «Развитие физкультуры и спорта в Иркутской области на 2011–2015 годы».
– К сожалению, – сказал Сергей Курилов, – мы были вынуждены год назад существенно сократить финансирование этой программы. Необходимо наверстать отставание и вложить деньги в строительство быстро возводимых модульных спортивных объектов по области, открытие которых в районах уже заждались.
Эти пожелания правительству одобрили не только члены комитета, но и сессия Законодательного Собрания. Сам проект бюджта-2012, не вызвав возражений у депутатов, был одобрен 34 из 38 законодателей, присутствующих в зале заседания.
Куда больше эмоций вызвала третья за этот год перелицовка бюджета-2011. Как выяснялось, большую часть из 5-миллиардной прибавки налога на прибыль вкачал в бюджет нефтяной насос. Вместе с другими поступлениями (включая 23,3 млрд рублей из федеральной казны) доходная часть возросла до 90,1 млрд рублей, не только покрыв дефицит бюджета, но и подарив ему профицит в размере 4,3 млрд рублей.
Как объяснил министр финансов области Алексей Зезуля, основная его доля в размере 3 млрд рублей направляется в резервный фонд правительства. Даже не правительства, поправился он, а в резервный фонд Иркутской области, который составит в общей сложности 4,1 млрд рублей.
– Это, – заверил он, – соответствует установке федерального центра на аккумуляции дополнительных доходов на случай развития негативных тенденций на финансовых рынках в следующем году.
Расходы областной минфин предложил увеличить на 4,7 млрд рублей. Почти 2 млрд из них – целевые средства, направляемые из вышестоящего бюджета на исполнение федеральных полномочий. В их числе: обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны – 526 млн рублей, предоставление инвалидам технических средств реабилитации – 403 млн рублей, поддержка малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства – 233 млн рублей, оказание социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан – 68 млн рублей, финансирование в размере 581,7 млн рублей федеральной доли в строительстве жилья для переселенцев из зоны затопления Богучанской ГЭС, софинансирование сельскохозяйственной программы развития мясного животноводства и другие обязательства.
Свою же долю в расходной части областной бюджет увеличивает на 2,7 млрд рублей. Большая часть этой суммы – почти 2 млрд – правительство планирует пустить на погашение задолженности муниципальных образований по бюджетным кредитам.
– Эта задолженность, – объяснил Алексей Зезуля, – сложилась с 1994 года. Все эти годы долг висит на большинстве муниципальных образований. Его практически невозможно взыскать. Сняв эту финансовую гирю с местных бюджетов, мы тем самым будем способствовать резкому улучшению финансовых показателей муниципальных образований.
Инвестиционные расходы увеличиваются на 80 млн рублей. Большая часть этих средств направляется на завершение строительства корпуса психиатрической больницы в Сосновом Бору. Еще 35,8 млн рублей выделяется на строительство противотуберкулезного диспансера в поселке Усть-Ордынский.
На 76,2 млн рублей подросла программа социального развития села. Дополнительные ассигнования направляются на завершение третьей очереди центральной районной больницы в поселке Куйтун и трех сельских школ. На 4,4 млн рублей увеличено ассигнование областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года».
Благодаря настойчивости депутатского корпуса, неоднократно ратующего перед правительством за поддержку четырех тепличных хозяйств области, балансирующих на грани банкротства, им, для покрытия задолженности по теплоснабжению, выделяется по областной целевой программе развития сельского хозяйства 44 млн рублей.
Депутаты не возражали против распределения дополнительных доходов. Вопросы возникли по другому поводу: каким образом министерство финансов области могло так крупно просчитаться с прогнозом доходной части бюджета-2011.
– Давайте вспомним, как в декабре прошлого года при утверждении бюджета на нынешний год минфин клятвенно заверял, что больше 70 миллиардов доходов область получить не сможет, – сказал председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрий Фалейчик. – Получено же 90 миллиардов рублей. Разница 20 миллиардов, ошибка почти в 30 процентов. Я не помню, чтобы мы когда-либо утверждали бюджет с такой колоссальной разницей в начальных и конечных цифрах. Как вы сами понимаете, от такого приблизительного бюджета страдает экономика. Не имея видения о возможностях доходной базы, мы не имеем возможности заложить своевременное повышение зарплаты, спланировать строительство новых объектов, пропуская из-за конкурсных процедур строительный сезон, поддержать вовремя сельхозпроизводителей… Чтобы не повторять ошибок, хочу предложить правительству уже в начале будущего года вернуться к уточнениям параметров бюджета-2012.
Его поддержал и заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике Валерий Лукин.
– Хочу заметить, что бюджетный процесс строится на прогнозе социально-экономического развития области. К сожалению, прогноз был совершенно бескрылый. Мы, я считаю, должны повышать требования к достоверности прогнозных оценок.
Такого же мнения придерживался и вице-спикер Законодательного Собрания Геннадий Истомин:
– Ссылка на то, что никто якобы не предполагал, что добыча нефти так резко возрастет, принеся в бюджет многомиллиардные доходы, считаю, совершенно безосновательная. У той же компании «Верхнечонскнефтегаз» есть планы добычи нефти вплоть до 2014 года. Там все четко прописано. И минэкономразвития должен был знать эти цифры, составляя прогноз социально-экономического развития. Из года в год мы занимаемся тем, что сами создаем трудности, которые потом героически преодолеваем.
Большинством голосов откорректированный проект бюджета-2011 был принят в первом чтении, а после проведенного в перерыве заседания комитета по бюджету – сразу во втором и третьем чтении.
Автор: Александр Павлов
Фотограф: Лариса Федорова