Опыт реализации программы «50 модельных Домов культуры – Приангарью» распространят по России
Заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев встретились 3 ноября с деятелями культуры и искусства Прибайкалья. На встрече обсуждались многие вопросы: необходимость поддержки творческих союзов, доступность художественного образования, развитие клубного движения. Григорий Ивлиев сообщил, что программу «50 модельных Домов культуры – Приангарью» министерство культуры РФ будет рекомендовать для распространения в других субъектах РФ.
В минувший четверг в Иркутске стартовал X Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры. Программа мероприятия, собравшего более 400 участников из разных регионов страны, была очень насыщенной, и тем не менее заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев нашел в своем рабочем графике время для встречи с представителями культурной общественности нашего региона, которую он провел вместе с губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым и министром культуры и архивов Прибайкалья Верой Кутищевой.
Актеры, художники, музыканты, руководители театров, творческих союзов, журналисты собрались для разговора в недавно открытом Доме музыки Дениса Мацуева. Это здание, построенное к 350-летию Иркутска, находится напротив самого главного юбилейного объекта – Иркутской слободы, которую замминистра осмотрел перед встречей.
– Я помню, как полтора года назад во время приезда в Иркутск министра культуры России только оговаривался проект создания исторического 130-го квартала. И я рад, что эта идея осуществилась, – сказал Григорий Ивлиев. – Мы поддерживаем такие инициативы, с которыми выступает Иркутск и ряд других городов, например, Пермь, Ярославль, Белгород. Здесь проводится целенаправленная культурная политика. А в стране, как ни странно, в большинстве регионов, программы развития культуры какие-то обрывочные: в текущем году они выполняются, а в следующем могут и не появиться.
Тема воссоздания исторического облика Иркутска на встрече звучала неоднократно. И, естественно, не мог обойти ее стороной губернатор Иркутской области. Дмитрий Мезенцев откровенно рассказал, что воплощение этого проекта было для него трудной задачей, да к тому же периодически звучали голоса скептиков. Но когда образ слободы стал вырисовываться, все больше людей поверили в эту идею.
– Я бы хотела обратиться со словами признательности к губернатору. Благодаря вашей инициативе 130-й квартал был воссоздан, – отметила директор Иркутского областного краеведческого музея Людмила Колесник. – На территории Иркутской слободы наш музей получил отреставрированное здание – памятник деревянного зодчества. В будущем в нем появится интерактивная экспозиция «Окно в Азию», над которой работают наши сотрудники. Мне думается, что она займет достойное место на карте нашего города. Гости должны быть четко уверены в том, что если Петербург – окно в Европу, то Иркутск – дорога в Азию. Мы сейчас ведем переговоры с поставщиками оборудования, и уже в следующем году экспозиция будет полностью готова.
– Замечательно, что получилась Иркутская слобода. Но теперь нужно и другие исторические кварталы возрождать, я предлагаю сделать это в районе, где жили декабристы. Тогда сбудутся слова Чехова о том, что Иркутск – это сибирский Париж, – заметил в свою очередь директор Иркутского областного театра «Театр Пилигримов» Владимир Соколов.
Но на встрече звучали не только слова благодарности, деятели культуры говорили много и о проблемах. Владимир Соколов, например, поинтересовался у замминистра культуры России, почему в нашей стране нет программ поддержки высокого искусства. Ведь сейчас талантливые музыканты, художники, режиссеры в поисках заработка часто уезжают за рубеж.
– Мы не принимаем такой программы поддержки высокого искусства, исходя из постулата о свободе творчества – художник знает сам, что ему делать. Самое большее, на что мы сподобились, это законопроект о государственной поддержке творческой деятельности с участием всех творческих союзов. Сейчас он направлен в правительство для проработки, следующий созыв Госдумы, надеюсь, его примет. Думаю, к этому вопросу нужно будет вернуться, если на всех уровнях он будет задаваться, – сказал Григорий Ивлиев.
Сфера взаимоотношений высокого искусства и власти полна нюансов и очень сложна. Но не проще и решение проблемы поиска дарований. Как справедливо заметил народный артист России Николай Хохолков, таланты нужно искать в глубинке. Кстати, сам Николай Иванович, с 1961 года блиставший в Иркутском музыкальном театре, родился в многодетной сельской семье. Но если в советское время, когда едва ли не в каждой деревне был клуб или дом культуры, и все имели равный доступ к получению художественного образования, то сейчас ситуация обстоит совсем иначе.
– Я бы хотела обратить внимание на проблему сел. Там нужно строить клубы. Хорошо, что у нас в области началась поддержка домов культуры. Мы провели большую работу в своем ДК «Энергетиков». Теперь у нас можно проводить не только городские и областные мероприятия, но и всероссийские и даже международные фестивали, – говорит начальник отдела культуры администрации Ангарского муниципального образования Елена Кириченко.
В Иркутской области сейчас реализуется программа «50 модельных Домов культуры – Приангарью». На условиях софинансирования с муниципалитетами в этом году региональная казна выделила на нее 100 млн рублей. На эти деньги в провинциальных ДК проводится ремонт, закупаются музыкальные инструменты, шьются костюмы и так далее. Программа будет действовать до 2014 года. Заместитель министра культуры РФ на встрече сообщил, что этот опыт Иркутской области будет рекомендован к изучению другими субъектами Российской Федерации. Но одной такой программой, пусть даже и эффективной, проблему в целом не решить, впрочем, как и другие наболевшие вопросы. К сожалению, в последние годы сфера культуры финансировалась по остаточному принципу, а с Минкульта даже сбрасывались, казалось бы, подведомственные ему отрасли, в частности, СМИ. Сейчас масс-медиа относятся к Министерству связи и массовых коммуникаций.
– Это вывело из системы культуры всю систему масс-медиа, но при этом оставило общественный запрос в наш адрес и критику в силу некультурности, агрессивности и так далее. И мой вопрос, по логике, должен быть обращен к Министерству культуры, – обратился к Григорию Ивлиеву председатель Иркутской областной организации «Союз журналистов России» Александр Гимельштейн. – Сейчас современные информационные технологии отжимают печатную прессу из массового оборота, и в какой-то степени это отвечает развитию цивилизации. Но с другой стороны, я убежден, что печатная пресса – более ответственна за свое слово, чем электронные СМИ, или интернет-журналистика. В этой связи я хочу упомянуть в качестве примера решение Министерства культуры Франции, которое несколько лет успешно реализуется в этой стране. Я имею в виду участие государства в организации подписки для молодежи на так называемую качественную прессу также на условиях софинансирования. Издатели издают газеты. Молодые люди свободны в выборе издания, подчеркиваю, не таблоидного, а качественного. Государство берет на себя самые катастрофические для СМИ расходы по доставке газет.
– Я приведу другой пример. Мы сейчас выделяем по 50 миллионов рублей в год для того, чтобы библиотеки подписывались на литературные, так называемые толстые журналы, их перечень определяет агентство по печати. Мы пытаемся сохранить этот сегмент литературы, который должен доходить, по крайней мере, до библиотек. Я услышал ваше мнение по поводу доставки. Мы будем искать решение. Мы должны четко прописать, что СМИ – это институт культуры, – ответил Григорий Ивлиев.
По его мнению, порядок, как в этом вопросе, так и во множестве других может навести новый федеральный закон о культуре. Прежний основополагающий документ датирован 1992 годом, после него были приняты 26 различных кодексов. Когда Григорий Ивлиев возглавлял комитет по культуре Государственной думы, то данный комитет, совместно с Российским институтом культурологи, подготовил проект нового федерального закона о культуре. На прошлой неделе он был направлен в Госдуму.
– У нас шла борьба за то, чтобы сохранить традиционную систему нашего художественного образования: школа – училище – вуз. И мы это сделали. Но что дальше? Пока мы в законе не закрепим, что отношение к культуре должно быть основополагающей ценностью развития общества, его социальной сплоченности, мы не изменим отношение к культуре в целом, – уверен замминистра культуры РФ.
В новом документе должны будут прописаны и механизмы поддержки деятелей культуры. Как напомнил губернатор Дмитрий Мезенцев, в Иркутской области уже сейчас действует система предоставления грантов творческим коллективам по 300 тыс. рублей. Однако на этом, по словам главы региона, останавливаться не нужно.
– Продумайте эти гранты. Мы пойдем на увеличение расходов бюджета. Если мы хотим, например, создавать книги – детские, исторические – давайте будем выделять гранты писателю, допустим, один миллион рублей, пусть он спокойно работает и пишет книгу. А когда она выйдет, мы можем взять и расходы на ее издательство. Поэтому вносите свои предложения. Не нужно «размазывать» бюджетные деньги. Мы за проектную, точечную поддержку, в том числе и в сфере культуры, – заявил губернатор.
И чтобы не откладывать в долгий ящик идеи, во время встречи Дмитрий Мезенцев поддержал инициативу создания альбома-монографии, посвященного творчеству художников Прибайкалья. Губернатор рекомендовал региональному отделению Союза художников России подготовить макет издания.
Автор: Юлия Мамонтова
Фотограф: Андрей Федоров
"Байкал24" опубликовано