Как отхожие места лицо державы испачкали

Сотни тысяч жителей не только нашего края, но и других регионов прекрасно знают, с чего начинается Родина на восточных рубежах — с томительного ожидания на Международном автомобильном пункте пропуска. День, ночь, сутки вычеркивают туристы из отпуска, выходных, простаивая в очередях сначала на выезде в Китай, а затем на въезде в Россию. Накануне регионального гражданского форума в материале “Немытая” граница” (№ 197 от 18 октября 2010 года) наша газета уже затрагивала эти проблемы, подогрев интерес общественности к дискуссии, которая развернулась на переговорной площадке “Открытые процедуры как фактор предотвращения коррупции. Моделирование ситуации перехода Государственной границы

РФ через МАПП “Забайкальск”.

Сегодня мы продолжаем тему, которая, похоже, грозит стать вечной.

Обсудить наболевшее в конференц-зал гостиничного комплекса “Монблан” пришли представители федеральных и региональных властей, туристических фирм, общественных организаций, таможенники, пограничники, другие заинтересованные лица. Все они признали, что проблем на автомобильном пункте пропуска предостаточно.

Из грязи — в Китай

Тон дискуссии задала представитель Центра поддержки гражданских инициатив Нина Семенова, обозначив основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы на российско-китайской границе.

— В зале таможенного досмотра МАПП “Забайкальск” мы регулярно видим ужасную картину: работают одна-две кабины, из-за чего возникают постоянные очереди, у многих сотрудников таможни неопрятный вид, отсутствуют бейджи, — посетовала Семенова. — Есть факты грубости и хамского отношения к туристам со стороны инспекторов, которые не знают элементарной культуры поведения. Такое ощущение, что они во всех видят только предпринимателей и “челноков”. Зачем, например, у ребенка, который едет с личными вещами, потрошить всю сумку? Для досмотра ручной клади существует “Хайман” и другие спецсредства. Несправедливо, когда “кэмелов” и обычных туристов равняют под одну гребенку.

Бытовые условия также оставляют желать лучшего. Приведу лишь один пример: в сентябре наша группа из 15 человек, 12 из которых — несовершеннолетние школьницы и студентки, выезжала из Китая. Мы долгое время не могли попасть в туалет. Это нормально? Вообще, культура нации, в частности, определяется по чистоте отхожих мест. Давайте с них и начнем. Ведь в дамские комнаты невозможно зайти без противогаза!

Обидно, что, пересекая границу, мы попадаем в другой мир: чистота, комфорт, порядок. Я была в разных странах и могу сказать, что нигде так пристрастно не досматривают людей, как в Забайкальске.

Участники переговорной площадки признали, что обозначенные проблемы действительно существуют, причем уже не первый год. Заместитель краевого министра международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Валентин Аникьев пять лет (2001-2006) прослужил на должности начальника Забайкальской таможни, поэтому знает ситуацию на границе изнутри.

— К сожалению, за последние десять лет ситуация в Забайкальске стала хуже, — признал Аникьев. — Когда в 1998 году открыли новый переход, поток туристов был значительно меньше. МАПП был рассчитан на 20-30 тысяч туристов в год, а в 2008 году границу пересекло рекордное число граждан — два миллиона 80 тысяч. Нынче эта цифра уже перевалила за миллион. Отсюда возникают проблемы. Во-первых, это неудовлетворительное материально-техническое состояние. Реконструкция пункта пропуска затянулась на долгие месяцы. Давно есть необходимость сделать отдельные линии для грузового, легкового и автобусного транспорта. Во-вторых, вызывает нарекание работа таможенников. Есть разные формы контроля — от устного опроса до личного досмотра. В силу отсутствия общей и профессиональной культуры общения инспекторы часто необоснованно применяют крайние меры, хотя есть и видеонаблюдение, и рентген, и осмотр без вскрытия багажа. Людей словно быдло по одному каналу загоняют в общее “стойло”. В борьбе с “челноками” силовики забывают дифференцировать людей. Отсюда озлобленность туристов, которые пишут жалобы, реагируют на грубость по отношению к себе. Проблемы настолько очевидные, что о них уже говорят в Москве.

Без баулов — 10 процентов

Борьба с нелегальным ввозом товара в Россию стала одной из основных тем обсуждения. По данным Забайкальской таможни, лишь десять процентов пересекающих границу — туристы. Доля “кэмелов” составляет 70, а “челноков” (тех, кто часть товара купил для себя, а часть — для коммерсантов) — 20 процентов.

— Мы проводим анкетирование, в котором участвуют как те, кто регулярно ездит в Китай, так и те, кто пересекает границу впервые, — говорит пресс-секретарь Забайкальской таможни Юлия Филиппова. — Все без исключения говорят, что надо разделить людей на профессиональных перевозчиков товара и туристов. Но фактически это сделать невозможно.

Валентин Аникьев отметил, что неразбериха в Забайкальске связана еще и с тем, что у пункта пропуска нет реальной администрации, которая бы координировала действия всех служб. Такую роль призвано исполнять федеральное агентство “Росграница”, но пока ему не хватает авторитета, чтобы наладить четкое взаимодействие между различными структурами. Однако это внутренние дела МАПП и туристов, которые хотят комфортно и без проблем пересекать границу, они волновать не должны.

Несмотря на правовой нигилизм большинства забайкальцев, не все закрывают глаза на имеющий место быть непрофессионализм некоторых сотрудников международного перехода. О том, как реагирует на обращения граждан Восточно-Сибирская транспортная прокуратура, рассказал заместитель прокурора Арсалан Дамдинжапов:

— Для обращений туристов в Забайкальске мы создали свой круглосуточный пункт, где дежурный принимает письменные заявления. К сожалению, не все граждане считают нужным обращаться в прокуратуру, опасаясь в будущем проблем при переходе границы. В 2009-2010 годах к нам обратились 63 человека, из них 50 процентов по поводу незаконного помещения товаров на склад временного хранения, 40 — необоснованное применение методов таможенного контроля и 10 процентов — на некультурное обращение. В результате рассмотрения подтвердилось 12 обращений. Эта цифра связана с тем, что работникам прокуратуры по прошествии времени бывает сложно выяснить, был факт нарушения или нет, поскольку граждане написали жалобу и уехали, а вызвать их, а тем более свидетелей, для дачи объяснений трудно. Это обыкновенная прокурорская проверка, но без нее мы не можем вынести решения.

Еще меньше материалов по привлечению “кэмелов” к ответственности. Если называть вещи своими именами, то челночный бизнес — это открытая форма контрабанды. Мы видим, что схемы ввоза товара меняются синхронно с изменениями требований. Так произошло и после 1 июля, когда по правилам нового таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии стало возможным перевозить 50 килограммов вместо 35, причем хоть каждый день, а не раз в месяц, как было раньше. Таможенников понять можно, они защищают экономические интересы страны, но их работа носит уродливые формы. И милиция, и таможня должны выявлять “кэмелов”, коль они имеют право вести оперативно-розыскную деятельность, но таких случаев в Забайкальске очень мало, в отличие, например, от Благовещенской таможни, которая также входит в сферу нашей деятельности. Там оперативные подразделения работают лучше.

О “зеленом” забыть!

Претензий в адрес Забайкальской таможни было высказано немало, хотя, по словам начальника таможенного поста МАПП “Забайкальск” Валерия Куликова, “ситуация искусственно приподнята на такую высоту”.

— Основная проблема — пассажирское направление. Ежедневно “ГАЗели” вывозят тонны грузов, и регулировать этот поток надо, — говорит Куликов. — Нужно уходить от порочной практики постоянного присутствия большого количества автотранспорта и людей, выезжающих в торговую зону. Люди едут за чужим товаром на день, добровольно испытывая трудности. Раньше количество автобусов доходило до 50 штук, они попросту блокировали зал въезда. Мы встречались с турфирмами, но конструктивной работы с ними не сложилось. Сейчас количество “ГАЗелей” снизилось до 10-15 в выходные и 3-4 в будни. Но, возможно, ситуация вновь станет хуже, ведь с 1 июля произошло увеличение пассажиропотока. По сравнению с летом 2009-го нынче граждане перевезли в своем багаже на 1,5 миллиона килограммов больше! Этот показатель настораживает. Что же касается каналов контрабандного ввоза, то линия контроля не всегда эффективна. Не секрет, что в Забайкальске большое число мест консолидации товаров, который потом коммерсанты вывозят в районы края и соседние регионы — Иркутск, Улан-Удэ. Это уже работа правоохранительных органов. У китайцев простая задача — как можно больше “вытолкнуть” в Россию вещей, а забайкальцы рады скупать дешевый товар, который им кажется красивым. Но часто он поддельный, некачественный и даже вредный для здоровья! Взять те же детские игрушки. Люди из деревень не понимают, что они опасны, покупают себе и на продажу. Как это регулировать?

Действительно, пассажирское направление — самое проблемное в Забайкальске, и, к сожалению, конкретных предложений по улучшению ситуации так и не прозвучало. Разговоры о разделении линий для “кэмелов” и туристов, равно как и о возвращении системы “зеленого” коридора, в итоге ни к чему не привели.

— В августе приказом Федеральной таможенной службы МАПП “Забайкальск” был исключен из списка пунктов, где разрешен “зеленый” коридор, — пояснил декан международно-правового факультета ЧитГУ Дмитрий Луконин. — Чтобы его вернуть, нужно выходить с новым предложением, но сейчас это бессмысленно, поскольку переход абсолютно не готов с технической точки зрения. Надо забыть об этом до тех пор, пока не закончится реконструкция.

По сравнению с таможней, у пограничников, судя по статистике, дела идут намного лучше. По словам полковника пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю Аркадия Самитина, нынче они выявили 1612 граждан, следовавших с неисправными документами, не пропущены из них — 507. Задержано 16 нарушителей границы, из них 14 — с чужими документами (10 человек уже осуждены). Также задержаны 120 нарушителей режима пункта пропуска. В 304 случаях выявлены товары, перемещаемые с нарушением правил. Сумма оценки контрабанды — более 50 миллионов рублей.

— По регламенту пограничник проверяет документы не больше трех минут. По факту — еще быстрее, — говорит Самитин. — Очереди, которые возникают в выходные дни, мы прогнозируем и направляем дополнительных сотрудников. Одновременно в пиковое время проверку осуществляют 7-8 человек, каждый контролер пропускает 300-400 человек. Когда пассажиров нет, работает 1-2 кабины. Поэтому считаю, наша служба не создает пробки на границе.

“Бездомные” кадры

Участники переговорной площадки затронули и кадровые проблемы федеральных структур, которые напрямую связаны с социально-экономической обстановкой в Забайкальском районе.

— Мы пытаемся улучшить социально-бытовые условия, — заверил глава района Сергей Васильев. — Есть, в частности, программа развития поселка Забайкальск. За последние два года мы построили там два детских сада на 100 и 240 мест. Это позволило отчасти разрешить проблему дошкольного образования, в том числе для пограничников и таможенников. На сегодняшний день в очереди в детсады стоят около 70 семей сотрудников федеральных структур, у которых дети ясельного возраста. В этом году будет сдан больничный комплекс. Другое дело — проблема с жильем для специалистов. У нас нет финансовой возможности строить социальное жилье. Мы лишь выделяем участки под коммерческое строительство. Пограничникам уже выделили землю, где они ведут застройку. Была хорошая идея построить общежитие для таможенников, но из-за нехватки средств она не реализована. Сейчас сотрудники, которые приезжают из других районов, испытывают серьезные трудности с арендой квартир, но, думаю, все в Забайкальске заинтересованы в привлечении молодых специалистов с высшим образованием, в том числе из Читы, поэтому будем решать эти вопросы.

В свою очередь, декан Дмитрий Луконин посетовал, что, несмотря на кадровый голод, в частности, выпускники ЧитГУ по специальности “Таможенное дело” очень редко проходят конкурс при приеме на работу в Забайкальскую таможню.

— Многие наши специалисты готовы ехать, несмотря на существующие в Забайкальске социальные проблемы, — подчеркнул Луконин. — Но им отказывают в трудоустройстве, а берут людей, которые вообще не имеют представления о профессии.

Вопрос нехватки квалифицированных кадров в Забайкальской таможне затронула и представитель клуба “Фауна” Ольга Иванова. С ее точки зрения, недостаточно грамотно работает кинологическая служба.

— Я редко пересекаю границу, но сознательно хочу высказать свою точку зрения, поскольку в прошлом году наш клуб проводил в Забайкальске соревнования служебных собак, — сказала Иванова. — Просто позор! Неплохо работали три собаки, еще три — посредственно, остальные вообще никак! Это при том, что мы судили очень мягко. Какая там контрабанда, что они могут найти? С немецкими овчарками одно удовольствие иметь дело, но сложилось впечатление, что на них вообще редко поводок одевают. Некоторые собаки не могут выполнить две элементарные команды! Мы, как общественная организация, предлагали таможенникам свою помощь в дрессировке, но они отказались.

— У нас по каждой собаке идет анализ: сколько раз она выходила на работу и сколько и чего обнаружила, — парировала пресс-секретарь Филиппова. — Поэтому не надо рекламировать себя!

Прозевали уборные

В порыве бурной дискуссии, которую участники переговорной площадки свели в основном к обвинениям в адрес Забайкальской таможни, были незаслуженно забыты другие острые вопросы. В частности, начальник регионального отдела федерального агентства “Росграница” Варужан Авенян посетовал, что нетронутой осталась тема коррупции. В итоге обсуждение проблем МАПП “Забайкальск” закончили с того, с чего и начали — с клозетов.

— Мне банально пришлось изучать проблему туалетов, — высказался Валентин Аникьев. — Если вы помните, в 2002 году на МАПП были платные уборные. Люди с удовольствием отдавали 10-15 рублей и дышали цветочным запахом в кабинках. И бабушки из районного поселка были счастливы, что работают по графику и ходят в голубых халатах. Функционировали на МАПП и три кафе, где были, в частности, “локализованы” любившие выпить водители грузового направления. Все это успешно разрушили по бездарной и недальновидной политике, неукоснительно исполнив Распоряжение Правительства, которое запрещает коммерческую деятельность на пунктах пропуска. Я специально позвонил в Приморье, чтобы спросить, “прикончили” там туалеты и кафе? Нет! Они пояснили Москве, что это — жизнеобеспечение граждан, и поэтому им разрешили оставить платные услуги на территории пункта пропуска. У нас же бездумно ликвидировали и то и другое, а теперь таможня пишет письма губернатору, чтобы он попросил внести изменения. Да, мы будем решать этот вопрос и надеемся на поддержку всех заинтересованных структур. Давайте закроем тему туалетов!

Возражать никто не стал.

Бумагин Сергей



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ