Говорят, игры родились, прежде всего, как тренировочный процесс, связанный с подготовкой и воспитанием воинов. Ведь игры так или иначе приучали быть ловкими, внимательными, смекалистыми, здоровыми, наконец. Но не исключено, что эта версия не совсем верна. Не исключено, что игры придумали в первую очередь для развлечения. Дай-ка, рассуждали древние люди, сочиним-организуем какую-нибудь игру потешную-развесёлую – пока там цивилизация дойдет до шоу-бизнеса! И насочиняли. В былые времена на Руси насчитывалось свыше 3000 игр…
Зевака (или Штандер)
Эта игра появилась в XIX веке, но настоящий бум она пережила в 30-е годы XX-го.
Необходимый инвентарь для игры в зеваку – небольшой мяч.
Как играют:
Чертится круг, в нем обозначается центр. Участники игры (от 6 до 20 человек) становятся по линии круга, кто-то один в центр.
Тот, кто в центре, подбрасывает мяч точно вверх и называет чье-то имя. Тот, кого назвали должен поймать мяч. А тот, кто кидал, становится на его место.
Если ловит, то он так же кидает и называет чье-то имя. Если мяч падает на землю, дети разбегаются. А тот, кто не поймал, становится водящим. Его задача поднять мяч, встать в центр и крикнуть «Штандер!» (в некоторых вариантах «Стоп!» или «Штандер-стоп!»). В этот момент игроки должны замереть на месте.
Дальше водящий должен попасть мячом в кого-либо из игроков. Игроки могут увертываться, приседать, подпрыгивать, но должны оставаться на одном месте.
Если попадает, то тот в кого попали, поднимает мяч и кричит «Штандер!». Дети, пока слово не произнесено, естественно, разбегаются в разные стороны. Дальше водящий должен так же попасть в кого-либо.
Если водящий промахивается, то он получает штрафное очко. А игра начинается опять с центра. Незадачливый водящий теперь подает мяч.
Тот, кто набрал 3 штрафных очка (либо 5-6, по договоренности), выбывает из игры.
Имеет смысл играть, пока на поле не осталось 4 человека.
Эта игра развивает внимание и реакцию и позволяет детям проявить всю свою ловкость и изобретательность, ведь у каждого может быть свой индивидуальный стиль игры.
Чижик
Эта старинная русская игра возникла приблизительно в XVI веке. Она похожа на лапту, только вместо мячика здесь используется небольшая палка длиной 13-17 сантиметров с закругленными концами – чижик.
Как играть:
Игроки делятся на две партии. Чертится кон – квадрат с длиной стороны равной длине биты, т.е. где-то 70 сантиметров.
Одна партия должна остаться возле кона, а другая уйти в поле. Кто куда пойдет – определяет жеребьевка. Участники, по одному из каждой команды, «конаются», т.е. поочередно обхватывают биту снизу кверху, побеждает тот, чья рука останется вверху и сможет удержать биту хотя бы несколько секунд. Проигравшие уходят в поле.
В чижика играют на очки. Чижик сначала поднимают с кона ударом биты, вторым ударом отбивают его в поле. За каждый удачный удар команда получает одно очко.
После того как чижик улетел в поле, задача водящих попасть чижиком в кон. Если попадают, то команды меняются местами. И теперь другая команда имеет возможность набирать очки. Если чижика отбивают, то считают расстояние до него и зарабатывают дополнительные очки (по количеству бит до чижика).
Команды меняются метами также:
- если чижика поймают на лету (все очки соперников тогда сгорают);
- если бьющий три раза промахивается.
Чижик – игра очень непредсказуемая, эмоциональная и поэтому зрелищная. В ней можно в один момент либо все проиграть, либо выиграть – даже если до этого проигрывал всю игру.
Казаки-разбойники
Это ролевая игра берет начало в XVII–XVIII веках – с тех пор, когда в истории России происходили кровавые народные бунты. Поэтому изначально быть разбойником в игре было почетно, так как они были народными героями-мстителями. Можно сказать, что казаки-разбойники это более древний вариант игр в наших и фашистов, красных и белых, сыщиков и бандитов. При этом казаки-разбойники имеют более четкие и внятные правила, отточенные столетиями.
Играют в эту игру так:
Сначала определяются границы, дальше которых убегать нельзя. И очерчивается место для тюрьмы, обязательно открытое с трех сторон. Дальше выбираются два атамана: казачий и разбойничий. Они набирают себе в команды людей.
Дальше все как в жизни: одни убегают, другие ловят. Естественно, разбойникам дается некая фора, чтобы они могли спрятаться.
Потом казаки под командованием атамана, как правило, становятся в шеренгу и прочесывают местность. Их задача найти разбойника, запятнать его и увести в темницу.
В этой игре можно отбивать разбойников у казаков, можно освобождать из тюрьмы. И так далее. Главным признается тот, кто первым запятнал: казак разбойника или разбойник казака.
Стратегий как у тех, так и у других может быть множество. Все зависит от командиров, которыми становятся, как правило, самые опытные. Поэтому игра получается очень разнообразной и насыщенной всяческими событиями. Заканчивается тогда, когда всех разбойников переловят.
Горелки
Горелки – это тот редкий случай, когда играли и простые люди, и дворяне, и взрослые, и дети. Это очень древняя и действительно всенародно любимая игра.
Как играть:
Количество участников - чем больше, тем лучше, главное, чтобы число было нечетное. При помощи считалки определяется, кто будет горелкой.
Остальные участники объединяются в пары, противоположные по полу, и становятся в колонну по два. Горелка должен стоять впереди колонны.
Игра начинается с того, что все дружно поют горельщику такую песенку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Горельщик в это время и правда делает вид, что смотрит в небо. Оборачиваться назад ему запрещается.
Когда песня кончается, последняя пара разделяется и бежит по разные стороны колонны вперед. Когда участники пробегают горелку, он начинает за ними погоню, чтобы помешать вновь соединиться.
Если пара соединяется, то она становится в начало колонны. Если горелка смог поймать кого-то из пары (т.е. просто запятнать его рукой), то он образует с ним новую пару и становится вперед. Непойманный становится горелкой и т.д.
Игра продолжается сколь угодно долго, главное, чтобы все пары пробежали хотя бы по разу.
В общем, это очень красивая игра, связанная с приходом весны, с языческим праздником Яриллы (позднее – Купалы), посвященным солнцу.
Главное в ней – уловить психологический смысл. Ведь поймать, как правило, хотят кого-то определенного. Поэтому, бывает, и халтурят, выжидая нужной пары. А кто-то сам хочет быть пойманным, но тоже определенным участником. Ситуации в этой игре возникают разнообразные и интересные. «Дом-2» просто отдыхает!