Судьба стюардессы: ранняя пенсия, новые впечатления, минимум романтики и дорогое обучение

Небо зовёт! Как стать стюардессой? 

Ранняя пенсия, новые впечатления, минимум романтики и дорогое обучение. О том, как стать бортпроводником и насколько изменилась эта профессия за последние годы, нам рассказала начальник службы бортпроводников авиакомпании «ИрАэро» Наталья Кубатова. 

Сколько стоит обучение на бортпроводника? 

Обучение кандидатов проходит в Калининграде и стоит порядка 70 тыс. рублей, длится оно два месяца. Наши будущие бортпроводники летят за счёт авиакомпании «ИрАэро» до Санкт-Петербурга, но если они не возвращаются и не работают у нас, то возмещают эти траты из своего кармана. Также слушатель курсов приобретает уже за свой счёт билеты из Петербурга в Калининград и обратно – это плюс ещё 10 тыс. рублей. На время обучения можно разместиться в местном общежитии, оно тоже платное – 25 тыс. рублей за два месяца. Ну и другие траты – на еду, быт, развлечения. В общей сложности на два месяца курсов необходимо около 150 тыс. рублей. 

Мы проходим обучение только в Калининграде. В Иркутске первоначальную подготовку Росавиация нам не подписывает. Они считают, что у нас в стране и так достаточно школ. А то, что все эти школы находятся в центральной части России – это их не интересует. 

А можно полностью обучаться за счёт авиакомпании? 

Мы так раньше делали, пока не столкнулись в 2008 году с тем, что у нас группа в учебный центр уехала, а уже там половина слушателей передумала становиться бортпроводниками. Им разонравилась эта профессия. И мы с них деньги получить уже никак не могли. Потом эта ситуация повторилась и нам пришлось менять схему оплаты обучения специалистов. 

Но когда работал Иркутский учебно-тренировочный центр, было проще. И плата за обучение была меньше, и дома мама может борщом накормить – ехать никуда не надо. Тогда в бортпроводники люди шли охотно, а сейчас мы столкнулись не просто с дефицитом кадров, а даже с дефицитом желающих идти в профессию. Ведь на старте карьеры оплатить своё обучение могут далеко не все. 

«Сейчас мы столкнулись не просто с дефицитом кадров, а даже с дефицитом желающих идти в профессию» 

Как же тогда готовят кадры крупные авиакомпании? 

Обучают по прежней схеме, заключают договора и потом вычитают деньги уже из зарплаты. Но за обучением обычно идёт «доучивание», ведь на курсах дают только теорию. И в этом плане наша авиакомпания выигрывает – мы даём молодым проводникам пройти своеобразную карьерную лестницу – от АН-24 и Ан-26, через самолёты CRJ (семейство региональных самолётов, производимых канадской компанией Bombardier, вместимость до 50 человек) и далее – к «Суперджетам». Вырасти до последних можно за считанные месяцы, но если человек не может работать даже на «аннушке», то ни о каких лайнерах не может быть и речи.

А как часто вы берёте новичков? 

Сейчас мы вынуждены делать донаборы проводников 3–4 раза в год, хотя раньше хватало и одного набора. Миграция специалистов между авиакомпаниями высокая – кто-то ищет дальнейшего роста, кто-то более удобный график, многие в постоянном поиске более высоких зарплат. Но очень часты случаи, когда люди возвращаются. В основном нас любят за дружный и добрый коллектив. 

«Нас любят за дружный и добрый коллектив» 

Какие же требования к кандидатам первостепенные?

Скажу прямо, ребята знают иностранный язык очень слабо. Многие авиакомпании, получая резюме от кандидата, перезванивают и просят рассказать что-то о себе по-английски. Мы же понимаем, что это приведёт к выбраковке до 80%, а то и 90% кандидатов. Поэтому даже если человек не имеет языковой практики, наш инструктор-методист со знанием английского доучивает их уже здесь. 

Что же касается основных требований к бортпроводникам, то первостепенный – это всё-таки здоровье. Окулист, хирург, нарколог, психолог. Если у молодого человека есть военный билет и там стоит категория «Б», то я его сразу отправляю к хирургу, а уж он скажет, пройдёт этот человек комиссию или нет. Если у девушки зрение +5, однозначно она к комиссии не допускается. Смотрим также на наличие и характер травм, взаимоотношение с алкоголем и наркотиками. Первое – это здоровье. Из 20 человек медкомиссию проходят только 15. 

«Первое – это здоровье. Из 20 человек медкомиссию проходят только 15» 

Второе – отсутствие татуировок. Ну какому пассажиру будет приятно, если на всю руку нарисованы крылья, драконы или цветы? Это не допускается. Бороды тоже не должно быть. Человека сразу видно – аккуратный он или нет. 

Следующий критерий – грамотная речь. То есть человек может знать английский, но писать по-русски с ошибками в каждом слове или говорить с жаргонами – это тоже сразу отметается. 

Антропометрические параметры тоже обязательны. Поскольку у нас есть самолёты Ан-24, то есть ограничение по росту – не более 184 см. И то если этот проводник в дальнейшем будет работать на «Суперджетах», ведь там потолки выше. Конечно, вес должен соответствовать росту. Никаких, простите, толстяков и толстушек у нас нет. У нас даже был случай, когда одна девушка для того, чтобы работать стюардессой, «скинула» за месяц 10 килограммов.

«Вес должен соответствовать росту. Никаких толстяков и толстушек у нас нет» 

Очень часто медкомиссия бракует из-за искривления носовой перегородки. Самые целеустремлённые делают операции, но это занимает время и можно не попасть в набор. В целом у меня уже глаз намётан, всех кандидатов я просматриваю лично и если что – сразу отбраковываю. Сильно с выбором сейчас «не разбежишься». 

А что входит в обучение? Это сложно? 

В обучение входят такие дисциплины, как обслуживание пассажиров, предоставление питания, очень сложный предмет – перевозка груза, почты, багажа и английский язык. Если новичок приезжает с учебного центра и у него все эти знания есть, то такой бортпроводник очень быстро растёт по карьерной лестнице и в итоге работает на «Суперджетах». А если он на Ан-24 давно летает и до сих пор не может понять, что такое центровка самолёта, как заполнять документы – он застревает на этом самолёте.

А есть девчонки и мальчишки, которые всё просто ловят на лету, они становятся полноценными бортпроводниками на лайнерах буквально за два месяца. Можно дорасти и до «Боинга», но для этого придётся переехать на постоянное место жительства в Москву, а значит – отдавать половину зарплаты за аренду квартиры. 

Как часто бортпроводники сдают экзамены? 

Существуют Федеральные авиационные правила, согласно которым раз в год бортпроводники сдают аварийно-спасательную подготовку, раз в два года такой же экзамен, но для условий посадки на воду. Ещё раз в два года экзамен по перевозке опасных грузов и два раза в год – проверяем готовность к весенне-летней и к осенне-зимней навигации. То есть 3-4 экзамена в год. Но их может быть и больше. К примеру, вот недавно сел самолёт на кукурузное поле, пусть это произошло не у нас, но мы собираем сотрудников, дополнительно обучаем и проверяем как правильно открывать двери, как проводить эвакуацию и так далее. 

Есть в профессии потолок по возрасту? 

Если человек профессионал, он будет работать и в зрелом возрасте. У нас три бортпроводника, которым уже за 45. Но когда мы ведём набор, то рассматриваем кандидатов, которым не более 30 лет. 

Средний возраст тех, кто сейчас работает на линиях 23-25 лет. При налёте (календарном) 7,5 лет, женщины могут выходить на пенсию уже в 45 лет, а мужчины – в 50. Это большое преимущество, особенно на фоне недавней пенсионной реформы.

«Женщины могут выходить на пенсию уже в 45 лет, а мужчины – в 50»

Кроме пенсии какие ещё есть преференции бортпроводникам? 

Рабочая смена стюардессы не может длиться более 12 часов. В неделю, как и у всех – два выходных. При налёте 500 часов в год, оплачиваемый отпуск – 77 дней. На Ан-24 налетать такой объём часов сложно, ведь там рейсы короткие, но на больших самолётах – «Суперджетах» и «Боингах» - вполне реально. К примеру, рейс Иркутск – Барнаул – Санкт-Петербург – Санкт-Петербург – Барнаул – Иркутск даёт налёт порядка 10 часов. 

По каким причинам люди уходят в другую авиакомпанию или вообще из профессии? 

Среди женщин основная причина – декретный отпуск. Сейчас у нас в декрете 13 девушек. Отчасти справедливо и то мнение, что в стюардессы девушки идут, чтобы выгодно выйти замуж – встретить свою половинку или в коллективе, или среди пассажиров. Я и сама когда-то вышла замуж за пилота. 

«В стюардессы часто идут, чтобы выгодно выйти замуж – встретить свою половинку или в коллективе, или среди пассажиров» 

Сама по себе профессия у нас очень интересная, пусть даже сопряжена с некоторым риском. Интересно летать, смотреть города. Раньше, когда я летала, у нас была возможность побыть в другом городе, мы жили по 2–3 дня в Минеральных Водах, в Ленинграде. Ходили, смотрели. Сейчас работают уже по-другому. Всё экономится – ты летаешь так называемым «разворотом». Прилетаешь, тут же разворачиваешься, смена экипажа, и все возвращаются домой, - не так интересно. Но бывают и командировки, у нас есть такие аэропорты как Магадан, Якутск, Москва. Там уже бортпроводники находятся по 1–2 дня и получают суточные. 

При этом сейчас найти работу «на земле» сложно, тем более, такую интересную. Бывшие бортпроводники могут где-то поработать клерками, кредитными менеджерами, секретарями, но многие рано или поздно возвращаются в авиацию. У нас этой весной вернулись 5 или 7 человек. Одна девушка работала оператором в компании сотовой связи, но сказала, что стала «превращаться в старуху» и буквально сбежала оттуда. Другая – вернулась из-за коллектива и сказала, что только в нашей компании можно запросто зайти к начальнику службы бортпроводников за советом. 

Подвержены ли бортпроводники профессиональному выгоранию? Могут они из отзывчивых превратиться в хамов? 

Могут. Все мы люди и случается всякое. Но это больше вопрос воспитания. Каждая жалоба на бортпроводника тщательно расследуется. Ведь в конфликте две стороны и не факт, что виноват сотрудник авиакомпании. Пассажиры бывают тоже эмоциональные, некоторые из них любят писать, скандалить, и даже говорить неправду. Так что поспешных выводов мы не делаем. 

Сейчас к нам, бортпроводникам, какое-то потребительское отношение: «Мы купили билеты, значит мы здесь хозяева». Особенно это ощущается на чартерных рейсах. Доходит до нелепостей – ремни застёгивать не будем, спинку кресла при посадке и взлёте поднимать не собираемся, отключать телефоны тоже. Мы заплатили, а значит, можем намусорить, ходить по салону в зоне турбулентности или при рулении самолёта. Иногда даже требуют, чтобы пилот не делал объявлений по громкой связи – то есть лишний раз не беспокоил во время сна. А то, что от этого зависит безопасность и даже жизнь, такие люди почему-то забывают. 

«Иногда даже требуют, чтобы пилот не делал объявлений по громкой связи – лишний раз не беспокоил во время сна» 

За какой проступок бортпроводник сразу лишается работы?  

Однозначно это употребление алкоголя или наркотических средств на работе. Дальше по убывающей – неоднократное нарушение дисциплины ну и проваленные внутренние экзамены. 

Если на предполётном медосмотре проводник попадается с алкоголем в крови и это подтверждается анализами, то такой человек увольняется и автоматически попадает в чёрный список Росавиации. То есть снова работать в небе он больше никогда не будет. Так что новичков мы проверяем по этой базе тоже. 

Что вы посоветуете тем, кто собирается стать бортпроводником? Раньше это была очень престижная профессия, такое отношение сохранилось? 

Нет, сейчас к этой профессии относятся проще, глаза у кандидатов, как у нас когда-то, не горят. Молодёжь ищет в первую очередь хорошего заработка, а романтический интерес пропал, его осталось очень мало. Но всё равно это очень интересная профессия. 

«Молодёжь ищет в первую очередь хорошего заработка, а романтический интерес пропал» 

Я помню, как мы шли на рейс буквально с нетерпением. Нас не пугали ни холод, ни зной. Любой маршрут, любой город казался интересным. И мы могли что-то купить, особенно во времена тотального дефицита – колбасы, сыра, сладостей. И когда мой муж накрывал стол для друзей, его спрашивали «твоя жена что, в магазине работает?». 

Может ли бортпроводник, как в фильмах, при каких-то обстоятельствах сесть за штурвал самолёта? 

Нет, категорически. Ему за штурвалом делать нечего. Тем более, что какими-то знаниями в этой области он не обладает. 

А приходилось спасать жизнь пассажирам? 

На самом деле такие случаи бывают очень часто, но мы не любим ими хвастать. То у пассажира давление подскочило, то переволновался, то роды неожиданные. За время моей работы в воздухе родились 4 новых пассажира. На посадку идёт один человек, а на землю с неба возвращаются уже двое. 

«За время моей работы в воздухе родились четыре новых пассажира». 

Беседовал Николай Бессонов



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ