Рассказать «ПроБайкал»

Его геологическая природа необычна, а животный и растительный мир уникальны. Действительно, самое глубокое пресное озеро на планете Байкал, вошедшее в перечень «семи чудес России», пожалуй, один из самых привлекательных объектов туристической индустрии за Уралом. Но в то же время — объект непростой. Регионы, территории которых облегают озеро с двух сторон — Иркутская область и Республика Бурятия — пытаются раскручивать его потенциал в рамках особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В Иркутской области зона «Ворот Байкала» перекочевала из пади Крестовая в поселке Листвянка сначала в поселок Большое Голоустное, потом — в Байкальск, но так и осталась на бумаге. В Бурятии дела идут лучше — первых клиентов «Байкальская гавань» примет уже в 2012 году.

Органы исполнительной власти двух соседних субъектов пристально следят за успехами и неудачами друг друга, не спеша объединять усилия ради общего дела. В этих процессах их опередил бизнес: туристические операторы и Приангарья, и Бурятии заговорили о том, что развитие Байкальского региона в целом невозможно без тесной кооперации и сотрудничества — если на уровне не регионов, то хотя бы предпринимателей. Впервые эта идея была сформирована на конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития туризма в Азиатском и Тихоокеанском регионах», которая состоялась 9 сентября в рамках Бурятского международного туристического форума. Предприниматели обратились с письмом к губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву и президенту Республики Бурятия Вячеславу Наговицыну с просьбой поддержать создание ассоциации «ПроБайкал» — некоммерческого партнерства, которое объединило бы усилия заинтересованных участников в продвижении бренда. По оценке инициатора создания ассоциации директора компании «Байкальские приключения» Анатолия Казакевича, сегодня не более 0,06% экономически активного населения России интересуются посещением Байкала с целью туризма. Комплексная рекламная кампания отдыха на Байкале, по его мнению, могла бы активизировать туристический поток.

Обсуждение идеи было продолжено уже на другом берегу озера, в поселке Листвянка, где 24 сентября прошла конференция «Единый бренд Байкала: продукт, позиционирование, видение». Обсуждались шесть туристических концепций построения бренда «славного моря». Все их планируется свести в один документ уже в октябре, после чего предложить властям двух регионов, а также туристическим ассоциациям. Модератором конференции выступил эксперт по маркетингу и брендингу регионов, продюсер HiBrand, член Гильдии Маркетологов России, генеральный директор компании ArtGraphics.ru Андрей Пуртов (Москва). «Брендинг регионов сегодня стал мейнстримом, но в России пока еще нет ни одного проекта, который можно было бы назвать эталонным, — считает Андрей Пуртов. — При этом Байкал, наряду с Горным Алтаем, Карелией и еще двумя-тремя территориями, является одним из наиболее конкурентоспособных туристических направлений в России. Любой бренд — это восприятие и причина для выбора, а брендинг — процесс осознанного управления восприятием людей. Так или иначе, но у всех бурятов, иркутян, сибиряков, москвичей есть некое представление о Байкале. Как правило, по мере удаления от Байкала это представление все более туманно и все дальше от истины. Непонятно — как долететь, что там делать, можно ли приехать с детьми, какие виды туризма развиты, на сколько дней приезжать, можно ли переплыть озеро за день, какие сезоны существуют и так далее. Но ни одна турфирма не в состоянии сформировать образ и имидж Байкала самостоятельно».

По мнению Андрея Пуртова, объединение усилий ведущих игроков рынка — туроператоров (например «ГрандБайкал», «Байкальская виза», «Бурятинтур», «Сибирь-тур», «Морин тур»), гостиничных комплексов (Sayen, «Саган Морин», Marriott Courtyard Irkutsk) и резидентов двух ОЭЗ будет способствовать росту узнаваемости бренда «Байкал» на российском и зарубежном туристических рынках. Прежде всего за счет согласованных совместных проектов, в числе которых — участие туроператоров Байкала в крупнейшей туристической выставке в Берлине в марте 2012 года, проведение «Зимниады», издание журнала об озере, а также создание и поддержка единого интернет-портала. «Развитие рынка выгоднее конкуренции за долю на маленьком рынке, а сделать его большим можно только вместе. При этом как специалист по брендингу и маркетингу территорий я вижу, как можно создать на Байкале свои ниши для всех игроков — ведь там возможны десятки видов туризма, и в рамках каждого из них мы создадим уникальные туристические продукты и события. Все это в конечном счете и сформирует бренд «Байкал». При этом мы создадим его не «сверху» — через логотипы и слоганы, а «снизу» — через продукты и проекты, интересные конкретным выбранным целевым аудиториям», — убежден Андрей Пуртов.

«Разработка маркетинга Байкала — это первое направление работы, — добавляет Анатолий Казакевич. — Второе направление — создание событий, привлекающих на Байкал туристов в низкий сезон: с сентября по май. По результатам конференции мы уже убедились, что нужно делать «Зимниаду» на высоком качественном уровне. А в сентябре 2012 года планируем провести День омуля». По его словам, усилия также направляются на получение средств для продвижения Байкала из всех возможных источников: в первую очередь федеральных целевых программ. «Все наши шаги мы планируем оценивать по четкому KPI — количеству туристов, которых мы привлекли», — специально подчеркнул инициатор создания ассоциации.

Участники туристического рынка, не вошедшие в «ПроБайкал», пока комментируют ситуацию достаточно осторожно. «Наша компания разделяет цели, объявленные учредителями ассоциации. Все участники рынка заинтересованы в том, чтобы увеличить туристический поток и решить проблему сезонности, — говорит генеральный директор компании «Гранд Байкал» Виктор Григоров. — Наша компания в частности работает над созданием туристического бренда Байкала, являясь оператором ряда крупных событий (к примеру, «Зимниады»). Свой вклад в общее дело вносит также Сибирская байкальская ассоциация туризма, в деятельности которой мы участвуем». По словам Григорова, туристическое сообщество будет оценивать деятельность нового партнерства по результатам конкретных проектов, предполагающих финансовое участие со стороны его членов. «Таким проектом может стать организация и проведение масштабной кампании по продвижению Байкала на федеральном и международном уровнях», — полагает предприниматель.

По словам генерального директора компании «Иркутское бюро международного молодежного туризма «Спутник» и председателя Сибирской байкальской ассоциации туризма Игоря Коваленко, любая инициатива приветствуется: «Идея совместной работы с туроператорами Республики Бурятия выглядит продуктивно, и мы готовы сотрудничать, тем более что Анатолий Казакевич сам является членом СБАТ». Тем не менее Коваленко считает, что предложения, озвученные инициативной группой «ПроБайкал», не отличаются принципиальной новизной. Например, СБАТ уже не первый год занимается решением сходных задач, участвует в форумах и издает журнал. «Продвижение бреда Байкал — это узкий спектр, по сути, работа исключительно на въездной туризм, — подчеркивает Игорь Коваленко. — СБАТ же не только развивает его, но и продвигает бренд, занимается проблемами развития гостиничной инфраструктуры».

Действительно, въездной туризм развивается и без всяких ассоциаций: по данным агентства по туризму Иркутской области, количество посетивших регион в первом квартале 2011 года, увеличилось на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 174,1 тыс. человек. Рост туристического потока происходит преимущественно за счет россиян, но и количество иностранцев увеличилось на 12%. В 2010 году Иркутскую область посетили 674,3 тыс. туристов, из которых 49,5 тыс. человек прибыли из-за рубежа. Ожидается, что к 2012 году Иркутская область выйдет на докризисный показатель 50 тыс. иностранных туристов в год. В основном в регион едут граждане Китая, Германии, Монголии, Кореи, Франции, США, Японии, Польши и Швейцарии.

Растет спрос и на рынке внутреннего туризма. В период кризиса это было обусловлено финансовым выбором россиян — поездка на берега Байкала обходилась дешевле, чем на популярные мировые пляжи. В 2011 году интерес российских туристов к Иркутской области повысился, в частности, из-за 350-летнего юбилея Иркутска, к которому местные турфирмы запустили новые интересные маршруты. К тому же были открыты прямые рейсы в Иркутск из разных регионов страны. Например, из Владивостока, Хабаровска и Благовещенска. Эксперты соглашаются, что ассоциация «ПроБайкал» поставила перед собой очень непростую задачу. Дело в том, что успешное продвижение бренда в отрыве от решения всего комплекса проблем туристического сервиса вряд ли даст прорывные результаты. Рост туристического потока объективно ограничивает сезонность: несмотря на то что разница температуры воздуха между Иркутском и побережьем Байкала в дневные часы может достигать 8–10°С, зимой здесь нередки морозы в 25–30°С. К тому же Байкал закрыт льдом от четырех месяцев до полугода. Здесь нередки сильные штормовые ветра, а перемена погоды может произойти буквально за двадцать минут. Все это резко ограничивает продолжительность туристического сезона.

Развитие туризма здесь по-прежнему сдерживает отсутствие инфраструктуры (до многих турбаз необходимо несколько часов добираться на автомобиле или катере, аренду вертолета могут позволить себе немногие), низкое качество сервиса и высокие цены. Семидневный отдых на Байкале обойдется туристу в среднем в 20 тыс. рублей, и это без учета стоимости перелетов. За эти же деньги можно спокойно провести неделю в Турции или Таиланде, а если повезет — то в Греции или Испании. Решить все эти проблемы за счет одного только сильного бренда не получится. Хотя сама по себе инициатива предпринимателей, ощутивших необходимость горизонтального взаимодействия, достойна хвалы и поддержки.

Фото: Александр Попов.

Автор: Дмитрий Люстрицкий.

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ