Открылась выставка иркутского фотохудожника Виталия Белоколодова
Выставка «По волнам памяти» посвящена 350-летию Иркутска. Здесь представлены работы, сделанные Виталием Белоколодовым с 1959-го по 1985 год. Выставка приурочена еще к одной юбилейной дате — 70-летию фотохудожника.
Запрещенные фотографии
Виталий Белоколодов интересовался фотографией, еще будучи ребенком, — уже в шестом классе стал ходить в кружок, посвященный фотомастерству. Но, повзрослев, решил, что это лишь увлечение, поэтому сначала был рабочим на заводе. А потом вдруг узнал, что краеведческому музею нужен фотограф. Там он ощутил, какая работа действительно любима.
Через некоторое время Виталий Николаевич решил попробовать себя в роли фоторепортера. Его первая публикация в СМИ вышла ровно полвека назад. Это был снимок для газеты «Восточно-Сибирская правда». С этого момента началась активная работа в местных газетах, в частности в «Советской молодежи», «Труде». Потом успешного фотографа пригласили в престижную в то время структуру — агентство печати «Новости», работавшее на международные СМИ. С того времени прошло немало выставок, на которых Виталий Николаевич показывал уникальные кадры, полученные в бесконечных командировках. Какие-то фотографии были сделаны тайно, несмотря на запрет, а за некоторые Виталий Белоколодов чуть не расплатился жизнью. Но, несмотря на все опасности, он был верен своему делу, и фотоаппарат всегда отвечал взаимностью — портреты современников получились психологическими, панорамы — грандиозными, а репортажи живыми, динамичными. По-особому Виталий Николаевич относится к панорамным фотографиям Иркутска.
— Фотографировать с неба было строжайше запрещено, — вспоминает Виталий Николаевич. — Но меня часто отправляли в командировки. Бывало, летишь на вертолете, и такой прекрасный вид открывается на город! Признаться, если меня никто не видел, я потихоньку доставал фотоаппарат и снимал, снимал, снимал... Прекрасно понимаю, что и сам мог за это поплатиться, и летчики, не следившие за мной, могли лишиться работы, но... не мог устоять! Конечно, такие «запрещенные» фотографии никому не показывал. Они пылились в шкафу, ждали своего часа по двадцать лет.
Полз сквозь пламя
Самой большой опасности Виталий Белоколодов подвергся тогда, когда отправился снимать нефтяное месторождение в Усть-Кутском районе, в деревне Марково.
— И вот я решил сфотографировать с одной стороны, потом с другой, затем решил подойти поближе, — вздыхает фотограф. — Я не знал, что, когда давление при нефтедобыче повышается, делается выброс... Опасная территория не была огорожена — просто-напросто там никто не ходил. Это пришло в голову только мне. На меня вылилось около 200 литров горящего бензина. Я оказался прямо в центре факела. Хорошо, что не растерялся, не потерял направления. На карачках я полз, полз сквозь огонь. И вышел! К счастью, была зима, и я стал кувыркать в снеге, гася на себе остатки пламени. Фотоаппаратура, конечно, вся погибла, так же как и одежда. Я удивился, что сам выжил! В больнице пробыл долго — очень сильно пострадало лицо, целый месяц оно было сплошной коростой.
Председатель в птичьем поклоне
По фотографиям Виталия Белоколодова можно увидеть, как менялся Иркутск: вот начало строительства Академгородка, а вот празднование 300-летия города.
— Выставка называется «По волнам памяти», потому что посвящена истории города. Это даже не мои личные волны памяти, а воспоминания разных горожан, — говорит фотохудожник.
На фотографиях известные люди: певица Эдита Пьеха, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, кубинский лидер Фидель Кастро, поэт <a href='http://persona38.ru/faces/zemelya/culture/463'>Евгений Евтушенко,</a> писатели Марк Сергеев, <a href='http://persona38.ru/faces/history/iskuss/292'>Александр Вампилов,</a> <a href='http://persona38.ru/faces/culture/litra/305'>Валентин Распутин,</a>Распутин,<a href='http://persona38.ru/faces/oblvlast/goverment/125'>Распутин,</a> космонавты К.Феоктистов, Б.Волынов, известный травник В.Телятьев... Порой при работе со знаменитостями cлучались разные казусы.
— Мне нужно было сфотографировать приезд шахиншаха Ирана Пехлеви с женой Сарией, — рассказывает Виталий Николаевич. — Сказали, что особое внимание нужно будет уделить жене. Я так увлекся работой, так старался, чтобы красавица Сария стала еще краше, что... нечаянно наступил шахиншаху на ногу. (Смеется.) А еще в моем архиве есть великолепная фотография одного председателя облисполкома. Представьте: высокопоставленное лицо, официальная одежда, грамотная речь... И тут председатель поскальзывается. Я этот момент ловлю фотоаппаратом. Получается замечательная фотография — председатель застывает в нелепейшем, каком-то птичьем поклоне! Конечно, такое фото не вышло на страницах газет.
С камерой Виталий Николаевич не расстается и сейчас. Правда, теперь фотографирует гораздо меньше. Но зато преподает мастерство студентам, будущим журналистам.
— Раньше у нас много сил отнимала техническая сторона вопроса — фотографии нужно было проявить, да еще и сделать это правильно, — вспоминает Виталий Белоколодов. — Теперь же все гораздо проще — больше времени остается на творчество.
После работы выставки Виталий Белоколодов не будет забирать свои фотографии — их он решил оставить в дар любимому городу.
Яна Белова,
Фото автора
<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.pressa.irk.ru/sm/2009/39/024005.html>«СМ Номер один».</a></p>