Эксперты и имиджмейкеры ополчились на комплексную целевую программу «Формирование имиджа города Новосибирска до 2020 года», которая была принята еще в конце 2011 года. Это выяснилось 6 июня в ходе заседания круглого стола, за которым городские власти и эксперты собрались, чтобы обсудить, какой именно образ города предстоит формировать, и кто вообще этим должен заниматься. «Новосибирские новости» приводят самые острые моменты дискуссии, которая продемонстрировала, что в споре об имидже еще рано ставить точку.
Эксперты критикуют со всех сторон
Утвержденная комплексная целевая программа не содержит определения, что такое имидж города, какие его стороны являются доминирующими и должны продвигаться, заявил выступавший первым доктор философских наук, директор Фонда социо-прогностических исследований «Тренды» Владимир Супрун.
«То ли это город промышленный, то ли транспортный узел, то ли культурный центр? Что такое наш город? В программе я ответа не нашёл», - говорит эксперт. Рекламную кампанию города на основе плакатов «I love НСК» Супрун находит весьма слабой: «Это не кампания! Н-ск – на русском языке, в литературной традиции - это неизвестное место, некий город вообще. На кого направлен этот призыв, непонятно».
«Была идея сделать на базе Дендропарка и Зоопарка научно-образовательный центр, где люди разного возраста могли бы получать знания в области биологии, а вместо этого будет строиться дельфинарий – это другое финансирование и другие цели. Построили Планетарий – это очень хорошо. Но это должен быть не один планетарий, не случайные вещи, а единая стройная концепция», - рассуждал зав.кафедрой философии Новосибирского государственного университета экономики и управления Олег Донских. По его мнению, в городе должно быть несколько центров, где ученые могли бы общаться со школьниками и людьми, желающими повысить свой образовательный и культурный уровень. Пока, по мнению эксперта, процесс пущен на самотек, и власти, представляя город как научно-образовательный центр, опираются на достижения прошедших поколений и разрозненные проекты последних лет.
Не брат ты мне, город Ош!
Городские власти недостаточно внимания уделяют новым формам международного сотрудничества, вроде участия в программах статусных международных организаций (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.) или подписания разнообразных деклараций и хартий. «Есть Европейская бизнес-ассамблея, программа «Лидеры XXI столетия», в которых участвуют все города, которые выходят на международную арену, почему Новосибирска там нет?» - вопрошал президент Сибирского института международных отношений и регионоведения, доктор политических наук Юрий Дубровин.
По словам эксперта, нужно более тщательно, с практической точки зрения подходить к формированию побратимских связей. «Не выдерживает критики побратимство с городом Ош, который наполовину сгорел во время «революции ржавых труб». Что мы от него получили? Новые технологии? Культурные связи? Гастарбайтеров только! - заявил он и предложил присмотреться к другим мировым городам, опыт которых мог бы быть нам полезен. – Есть Нюрнберг – центр нанотехнологий в Германии, Чикаго, с которым нас часто сравнивают, Оттава – культурная столица Канады, итальянская Парма, где почитают за честь выступить на Вердиевском фестивале лучшие симфонические оркестры мира. Чем наш хуже?! В Парме с 400 тыс. населения и заводов по утилизации отходов».
Инвестиционную модель развития Новосибирска представил замдиректора по науке Института экономики и организации промышленного производства СО РАН доктор экономических наук Виктор Суслов. Он обратил внимание собравшихся на то, что крупнейшими инвесторами в экономику Сибири в целом и Новосибирска в частности выступают государство и федеральные компании «в основном сырьевого сектора», а им имидж того или иного города абсолютно безразличен.
Имиджевые проекты, определяющие лицо города, должны быть «первоклассными», а не такими унылыми, как новосибирский Экспоцентр. «В этом смысле, например, Технопарк Академгородка гораздо более привлекателен», - заметил Виктор Суслов. Он похвалил «Интерру» и «Монстрацию» за яркость, креативность и относительную дешевизну, отметив, что такие проекты «нужно всячески поддерживать».
С докладом об архитектурной и градостроительной составляющих имиджа города организаторы пригласили президента областной Ассоциации строителей и инвесторов Константина Бокова и директора проекта «Новосибирск – культурная столица Евразии», архитектора Татьяну Тайченачеву. Боков обратил внимание на две самые серьезные проблемы города, сдерживающие его экономический рост: серьезное отставание в развитии транспортной инфраструктуры и отсутствие генеральной схемы развития инженерной инфраструктуры.
Продвижение в сети
По мнению профессора Сибирского института международных отношений и регионоведения, депутата городского совета Новосибирска Александра Люлько, в эпоху интернета основную роль в продвижении имиджа города играют сами жители, оставляющие комментарии в соцсетях, на форумах, на страницах онлайн-изданий. Без поддержки населения любым инициативам и усилиям властей – грош цена. Зато грамотное взаимодействие с населением может привлечь в ряды имиджемейкеров тысячи горожан, которые бесплатно и с удовольствием будут работать на благо родного города.
В свою очередь управляющий партнер Новосибирского маркетингового агентства «Б-52» Дмитрий Петров напомнил о проекте «Тотальный диктант», который обеспечил Новосибирску полторы тысячи положительных публикаций в федеральных СМИ и привел противоположный пример с выставкой «Родина», неадекватная реакция властей на которую «прославила» Новосибирск как столицу мракобесия.
Полет мысли и барьеры реальности
«Такое впечатление, что хорошо там, где нас нет. Такая агрессивная критика сегодня прозвучала, - упрекнул экспертов зампредседателя Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев. – Того, что тут предложили, не реализовать ни за год, ни за три, а вы хотите все и сразу».
«Я, как чиновник, который имеет дело с правовыми документами, должен внести рутинную составляющую в обсуждение, - сказал председатель комитета мэрии по международному сотрудничеству и внешнеэкономическим связям Сергей Санников. - Федерального закона, который позволил бы органам местного самоуправления самостоятельно выходить на международный уровень, до сих пор не существует».
«Тут говорили, что Новосибирск – неспортивный город. Это не так. И наши великие спортсмены о родном городе не забывают, - заявил депутат Сергей Бондаренко. - Из 20 турниров на приз Карелина 7 прошли в Новосибирске, другое дело, что сам турнир кочующий, а сравнивать достижения Нью-Йорка и Новосибирска в развитии инфраструктуры или парков я считаю некорректным – посмотрите, какие возможности у Нью-Йорка, и такие у нас!»
«А я не услышала в выступлениях никакой агрессии, - вступилась ректор Сибирского института международных отношений и регионоведения Ольга Плотникова. - Все говорили с болью в душе о том, что здесь проводится меньше мероприятий, чем могло бы быть, что нам надо развиваться… Привлечение инвестиций – это не та цель, к которой надо стремиться. Цель – улучшение жизни. Если здесь каждому будет хорошо, уютно безопасно, чисто, перспективно, это уже будет работать на имидж».
«Мы зря занимаемся самоуничижением. Могу засвидетельствовать, что имидж Новосибирска за рубежом достаточно высок – город представлен комплексно и на всех уровнях, - отметил начальник департамента по социальной политике мэрии Александр Львов. - Хотя я согласен, что многое еще можно сделать. Например, перевести побратимские связи в практическую плоскость… У нас этим занимаются самые разные отделы и специалисты – эпизодически, по конкретным поручениям или по велению сердца. Но пока не будет конкретных исполнителей в практической плоскости, на системном уровне ничего не сдвинется».
Заключительное слово взял первый вице-мэр Владимир Знатков. «Такое количество разнообразных мнений, сомнений и критики, которые мы услышали сегодня, говорит о сложности и многосторонности проблемы, - отметил он. - Стратегический план развития города за 10 лет, отчет по которому мы недавно утвердили, позволил городу динамично развиваться. Но мы должны постоянно искать новые подходы и пути дальнейшего развития». В заключение он намекнул, что вопрос о создании специальной структуры по продвижению города уже обсуждался в руководстве мэрии: «структуру создавать надо немедленно, это должна быть постоянная системная работа».
Эльмира Веселова, Новосибирские новости
"Байкал24"