Правомерно ли назначены тарифы?

Этот вопрос, уверены, периодически возникает у многих читинцев, живущих в многоквартирных домах. Почему растут тарифы? Какова процедура их утверждения? Что должны делать представители управляющей компании и что жильцы? Об этом и многом другом в нашем интервью с начальником городского управления регулирования цен и тарифов Татьяной Гулько.

— В первую очередь хочется сказать, что я, как и тысячи других горожан, являюсь получателем услуг по содержанию жилищного фонда. Что греха таить — нередко мы остаемся недовольными их качеством и стоимостью. Кому из нас не хотелось бы, чтобы в одночасье в доме и на прилегающей территории стало хорошо, уютно, комфортно. Чтоб и мусор вывозился вовремя, и цветы цвели, и зелень кругом, и детская площадка радовала глаз яркостью красок. Однако не все так просто….Реформа ЖКХ длится довольно долго и весьма болезненно как для населения, так и для организаций, обслуживающих жилищный фонд. Я знаю, из чего состоит плата за содержание и обслуживание жилищного фонда и как она на протяжении ряда лет трансформируется, какие услуги должны оказывать управляющие компании за счет платы, но не оказывают, потому что не хватает средств, в том числе и из-за не платежей населения.

— Татьяна Алексеевна, расскажите подробнее, как у нас в городе формировался и утверждался тариф на услуги организаций по обслуживанию жилищного фонда?

— Для начала небольшой экскурс в недавнее прошлое. До начала реформы ЖКХ муниципальный жилищный фонд Читы обслуживался несколькими муниципальными предприятиями, которые были планово убыточными и получали дотацию из бюджета города. Тарифы на жилье для населения были единые на территории забайкальской столицы и не покрывали всех затрат, возникающих у предприятий при обслуживании жилищного фонда. Установление единого тарифа регламентировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг».

Одной из главных задач реформы ЖКХ являлся перевод населения на 100 — процентную оплату за оказанные жилищно-коммунальные услуги, который позволит увеличить ответственность обслуживающих организаций за качество услуг и позволит привлечь людей к управлению своим жилым домом и контролю за качеством оказания услуг. Весь жилищный фонд в городе был передан на обслуживание двум управляющим компаниям, для которых утверждался тариф на содержание жилья. Формирование тарифов производилось с учетом всех особенностей жилищного фонда, капитальности зданий, сроков их эксплуатации. С выходом нового жилищного кодекса по которому бремя расходов по содержанию многоквартирного дома возлагается на собственников жилых помещений, реформа ЖКХ начала набирать обороты. Появились первые результаты участия населения в управлении жилищным фондом. Стали возникать не муниципальные управляющие организации, а другие юридические лица.

— Каковы особенности применения платы на жилищные услуги у нас в городе?

— Плата на жилищные услуги формируется с учетом особенностей жилищного фонда, количества проживающих граждан, обслуживаемой придворовой территории и других показателей. Однако она действительна и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении данного размера платы на их общем собрании, другими словами, не смогли по каким-то причинам согласовать с управляющей компанией размер платы.

Крупные управляющие компании и даже некоторые ТСЖ и ЖСК пользуются при расчете с населением данными размерами по оплате жилищных услуг. Это удобнее для самих управляющих компаний ,так как довольно трудно провести собрание собственников жилья и утвердить новый повышенный тариф, если рядом в муниципальном доме действует другая плата.

Хочется отметить, что в структуре платы введена составляющая за капи-тальный ремонт жилья. Она распространяется только на собственников жилья, остальные граждане, проживающие по договору социального найма, производят плату за наем жилья, которая также идет на капитальный ремонт фонда.

Кроме этого, в связи с принятием Постановления Правительства РФ № 491 признано утратившим силу вышеназванное Постановление №392, и на территории города могут устанавливаться различные тарифы для населения, т.е индивидуальные для каждого дома, управляющей компании. Однако установле-ние экономически обоснованных тарифов для населения, получающего жилищ-ные услуги, стало не возможно из-за утверждения ежегодно предельных индек-сов изменения размера платы граждан за жилищные услуги. Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов, однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, утвержденных ФСТ.

— Многие горожане высказывают недовольство, что управляющие ком-пании повышают тарифы, как хотят. Возможно ли это?

— Да, возможно, но только при условии согласования данной платы на общем собрании собственников жилых помещений. С мая 2010 года плата за содержание и ремонт жилищного фонда возросла в среднем на 14 %. Также увеличилась плата по вывозу ТБО как с благоустроенного так и из неблагоустроенного жилищного фонда. Данная плата установлена Постановлением Управления регулирования цен и тарифов городского округа «Город Чита» и его действие распространяется на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и собственников жилых помещений, которые по заключенным договорам по управлению их жилищным фондом определились, что оплата производится по установленной плате органом местного самоуправления. Я хочу отметить, что руководители УК, где хорошо поставлена работа по оказанию услуг, ведется своевременная оплата, установлено взаимодействие с населением за жилищные услуги, считают, что финансовых средств( собранных по установленной плате) вполне достаточно на выполнение функций по содержанию жилищного фонда в надлежащем состоянии. И жалоб по данным УК в администрацию города почти не поступает.

— И все-таки, кто имеет право устанавливать плату для собственников жилых помещений, выбравших управляющую компанию путем голосования на общем собрании?

— Жилищный кодекс переложил на плечи населения бремя содержания многоквартирных домов, в которых они проживают, но, кроме того, дал право гражданам самостоятельно определять, за что конкретно они будут платить и в каком объеме, а также осуществлять контроль за выполнением обязательств управляющей компанией. Это, наверное, самое основное. Таким образом, ЖК дает стимул населению перейти от равнодушного наблюдения за развитием, а порой и методичным разрушением своего многоквартирного дома к более активным действиям по содержанию общей собственности, тем самым улучшив качество своего проживания в нем.

Итак, управляющая компания выбрана, что дальше? А дальше приходит время заключения договора по управлению вашим домом с этой компанией и, соответственно, определение платы за их услуги. Здесь в стороне не должен остаться ни один жилец дома, потому что, если за данную плату проголосует 51 % собственников, все остальные обязаны будут платить. И уже поздно будет жаловаться кому-либо, ведь это решение собственников вашего дома, и лично вам следовало не отсиживаться в стороне а принимать активное участие в голосовании.

При обсуждении размера платы и проекта договора особое внимание следует обратить на перечень услуг, которые предлагает УК и периодичность их выполнения. Набор услуг должен содержать минимальный объем работ, без которого может быть нарушена безопасность вашего дома, санитарные нормы и обеспечивать комфортное проживание в нем. Также в размер платы входят расходы УК по управлению домом, без этого управляющая компания просто не сможет осуществлять услуги населению. Не забывайте — это коммерческая организация и кроме платы населения не имеет других источников своего содержания.

Если в доме необходимо провести текущий ремонт, должен быть оговорен перечень работ, их стоимость (это готовит УК) и срок, когда и за какой период выполнятся работы по текущему ремонту или благоустройству, строительство детской площадки и т.д. — все, что захотят собственники. Но не следует забывать — платить за это будут все жители, и за один день эти работы не сделать. Поэтому определите приоритеты, очередность и, исходя из этого, ежемесячный размер платы.

Чтобы все задуманное получилось, следует контролировать выполнение работ и исправно, в полном обьеме, платить за оказанные услуги. Не забывайте требовать предоставления отчета о расходовании ваших денег и выполнении работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, а также определите, что необходимо сделать на следующий год. Я думаю, если жители активно примут участие в управлении собственным домом, то у них все получится, и жить станет значительно лучше, комфортнее и интереснее!

Беседовала Ольга Харчева, пресс-секретарь Мэра г. Читы

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ