Авиакомпании «Якутия» придётся продать самолёты Superjet 100 из-за задолженности, которую перевозчик накопил перед Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). АК «Якутия» базируется в аэропорту Якутска и московском «Внуково», юрлицо контролируется Минимуществом республики Саха (Якутия).
«Коммерсант» со ссылкой на источники в авиакомпании сообщает, что в парке самолётов авиакомпании «Якутия» четыре SSJ 100, четыре Boeing-737 и четыре Bombardier DHC-8 (всего 12 самолётов). Кроме трех SSJ от ГТЛК у "Якутии" был ещё от "ВЭБ Лизинга", который утратил летную годность после жесткой посадки в октябре 2018 года.
В октябре 2021 года Минпромторг и ГТЛК обсуждали изъятие SSJ, если АК “Якутия” не решит проблемы с их обслуживанием. ГТЛК вела переговоры с "Якутией" о реструктуризации долга более чем на 1 млрд рублей.
На сегодня задолженность "Якутии", по данным ГТЛК достигла 1,6 млрд руб., "текущие платежи авиакомпания осуществляет частично", хотя из регионального бюджета в 2021–2022 годах "Якутии" выделили около1,5 млрд рублей на поддержание летной годности и еще 0,5 млрд рублей на возмещение затрат по лизингу.
ГТЛК планирует расторгнуть в одностороннем порядке лизинговые контракты с «Якутией» на SSJ и уже предложила несколько самолетов другим авиакомпаниям, эксплуатирующим "Суперджеты".
Источники «Коммерсанта» в "ИрАэро" и "Азимуте" подтвердили, что около месяца ГТЛК сообщила о "возможности передачи новому арендатору" трех самолетов возрастом семь и восемь лет в компоновке на 103 кресла. Лизингодатель готов поставить два исправных самолета, техобслуживание третьего закончат до конца года.
Ранее ГТЛК реструктуризировала задолженность авиакомпаний "ИрАэро" (Иркутск), "Сибирская легкая авиация" ("СиЛА"), "Аэросервис" и "Азимут" по лизинговым платежам. В парке "ИрАэро" на сегодня семь "Суперджетов". В "ИрАэро", "Аэрофлоте" и "России" (крупнейший эксплуатант с 74 SSJ в авиапарке), воздержались от комментариев.
Интерес к лайнерам авиакомпании «Якутия» проявляет дальневосточная авиакомпания "Аврора", интерес подтвердили в Red Wings (в их парке 17 "суперджетов"). Руководство "Якутии" говорит, что "вопрос реструктуризации по-прежнему находится на обсуждении и согласовании с ГТЛК" и "все самолеты, которые могут быть допущены к эксплуатации, должны остаться в парке". Процесс затянулся из-за проблем по восстановлению летной годности двух SSJ.
В компании отметили, что с 2018 года из-за технических дефектов в самолетах они "начали простаивать, производились дорогостоящие внеплановые ремонты двигателей". В доковидный 2019 год авиакомпания получила 11,7 млрд рублей выручки и 140 млн рублей чистой прибыли.
За 2020 год выручка авиакомпании "Якутия" составила 7,4 млрд рублей, чистый убыток — 2,8 млрд рублей. За 2021 год выручка составила 10,9 млрд рублей, чистый убыток 610 млн рублей. В конце октября власти Якутии подписали соглашение о передаче АК “Аврора” 25% акций своего перевозчика.
В теоретической перспективе ликвидации АК "Якутия" ее флот могут передать "Авроре" (бывшая "дочка" "Аэрофлота", на базе которой создана единая дальневосточная авиакомпания). Крупнейший акционер “Авроры” (49,99%) — Сахалинская область, по 5% — у десяти других регионов ДФО, менее 1% — у "Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики". Авиакомпания "Аврора" рассматривает возможность купить у "Корпорации "Иркут" (входит в "ОАК" "Ростеха") и ГТЛК восемь самолетов в компоновке на 103 кресла SSJ-New в 2024-2025 годах. Авиапарк "Авроры" состоит из европейских Airbus A319 и канадских Bombardier.