Сегодня, в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, которую молодое поколение все чаще ассоциирует с акциями протеста пенсионеров против повышения цен на лекарства, хочется вспомнить и о том романтически-героическом, что было тогда – 75 лет назад.
Ровно 75 лет назад - в 1934 году - на киноэкраны страны вышел художественный фильм "Чапаев". Фильм-легенда. Фильм - визитная карточка эпохи. Фильм на все времена.
Теперь "Чапаев" образец советской киноклассики. И главный персонаж - комдив Василий Иванович Чапаев - символ Гражданской войны. А вот до выхода фильма такого высокого звания у Чапаева не было. И написанный в 1923 году бывшим политкомиссаром 25-й дивизии Дмитрием Фурмановым роман "Чапаев" такого эффекта не возымел.
Кстати, тогда, в 20-е Чапаев как персонаж заслуживал критики. Как сторонник партизанщины он нуждался в руководстве со стороны партии. Спустя десять лет фильм "Чапаев" в одночасье стал сверхпопулярным. Вне и помимо усилий пропагандистов. Именно благодаря личности героя, а не его партийного окружению.
Конечно, все в картине подано с позиций одной стороны. Победившей. Однако сетования хитрого крестьянина: "Белые приходят - грабят. Красные приходят... - тоже грабят", - по тем временам дорого стоили.
Замечательна игра артиста Бориса Бабочкина. Он соединил в образе своего героя простоту, мужественность, наивность и волю. Получился фильм, близкий и понятный любому человеку -- от простого и необразованного, с улицы, до утонченного интеллигента. Потому что режиссеры опирались на архетипы. Долго искали финал фильма. Выбрали трагический -- Чапаев погибает красиво: тонет в реке Урал, которая воспринимается как Стикс. И его трагическая смерть вызывает у зрителя катарсис -очищение через страдание.
Противостояние красных и белых в принципе в фильме не столь уж важно, оно воспринимается сегодня как классическое для многих сюжетов противостояние плохих и хороших парней.
«Чапаев» - это фильм-миф, который выразил национальную идею. По тем временам это был национальный проект. Сталин смотрел «Чапаева» десятки раз.
И образ Чапаева - это не столько образ красноармейца, сколько образ романтического героя. Помните кадр, когда Чапаев в последний момент появляется как долгожданный спаситель? Он мчится на коне, в развевающейся бурке, с шашкой… Это же классика кино. Из этого кадра, из этого образа потом вышли многие герои, в том числе и голливудские. Чапаев в бурке -- это же Бэтмен, человек-летучая мышь!
Про фильм можно говорить долго. Но лучше его еще раз посмотреть. В нашем прошлом было много плохого, грязного. Но было в нем и прекрасное, чистое, романтическое. И был в нем «Чапаев»…
«Байкал24»