Схема оплаты изменилась, цены за коммунальные блага поднялись
С 1 сентября тарифы ЖКХ вновь возросли. Вслед за июльским 6-процентным ростом стоимость горячей и холодной воды, водоотведения и тепловой энергии поднялась для жителей Иркутской области еще на 5,8%. В числе прочих сентябрьских перемен — изменение схемы оплаты за отопление и разделение коммунальных платежей на квартирные и общедомовые. Что сулит рядовым потребителям ноу-хау ЖКХ и не скажется ли очередное увеличение тарифов на стоимости ходовых товаров и услуг?
Сколько будем платить?
Единственное, что не поднялось с 1 сентября, — это тариф на электроэнергию. Для жителей Иркутской области он по-прежнему составляет 72 копейки за 1 кВт/ч. В остальном же стоимость коммунальных услуг возросла. И хотя вторая волна повышения тарифов сюрпризом для населения в общем-то не стала, иркутяне отнеслись к росту цен настороженно.
— В июле цены поднялись, в сентябре поднялись... Куда это годится? А ведь с января, говорят, тарифы вовсе взлетят, — переживает пенсионерка Зоя Константиновна. — Зато пенсия, думаю, какой была такой останется. Конечно, все эти перемены пугают.
— Да, именно по незащищенным слоям населения и ударило очередное повышение тарифов, — говорит председатель ТОС «Черемушки» Екатерина Игнатова. — Далеко идти не нужно: у меня на территории в одном из многоквартирных домов живет пожилая семейная пара. Оба не работают, болеют. У одного из супругов пенсия три с небольшим тысячи рублей, у другого — чуть больше четырех. Понятно, что для них и 100 рублей — это сумма. Между тем в реальных деньгах летне-осеннее повышение тарифов несколько значительнее. Так, если взять за средний показатель благоустроенную квартиру общей площадью 50 кв. м, где проживают три человека, то переплата составляет порядка 245 рублей — 2854 рублей за сентябрь против 2609 рублей за июнь.
Тарифы подстегнут инфляцию
Вместе с тем, как отмечают представители власти, необходимость ежегодного пересмотра тарифов обусловлена рядом объективных причин, в том числе и увеличением цен на ГСМ, энергоносители и стройматериалы.
— В среднем же рост тарифов ЖКХ с учетом повышения с 1 июля и с 1 сентября составит в городе Иркутске 9,4%, — комментирует ситуацию Константин Башков, начальник управления жилищного хозяйства и инженерных коммуникаций комитета по ЖКХ администрации города Иркутска. — Если учесть, что предел максимальных индексов, установленных службой по тарифам Иркутской области, составляет 12%, то все в пределах нормы. Еще один вопрос, который волнует рядовое население, — не скажется ли очередное увеличение цен за блага цивилизации на стоимости ходовых товаров и услуг? Вполне вероятно, что скажется, считают эксперты.
— Затраты на оплату коммунальных услуг, как правило, не сильно влияют на себестоимость товаров. Их доля в общей массе невелика. Однако под шумок, что называется, производители и продавцы нередко делают торговые наценки, которые не соответствуют реальному увеличению их собственных затрат. Страдает в итоге рядовой потребитель, — отмечает кандидат экономических наук, доцент БГУЭПа Александра Шипицына.
К слову, стабильности на рынке продовольственных цен ожидать не стоит. Так, учитывая, что лето для сельхозпроизводителей выдалось нынче не очень-то удачным, цены на продукты могут возрасти. — В частности, на овощи, молочку и хлебобулочные изделия, — дополняет эксперт Александра Шипицына.
Число неудачное?
С началом этого месяца в Иркутске стали действовать и более жесткие меры в отношении нерадивых плательщиков. Это тоже одно из сентябрьских новшеств. Теперь, если не внести квартплату за минувший месяц в срок до 10-го числа следующего месяца, за каждый день просрочки будут начисляться пени.
— С одной стороны, это справедливо, ведь от своевременной оплаты коммунальных услуг зависят бесперебойная работа ресурсоснабжающих организаций и заработная плата работников жилищно-коммунальной сферы — тех же сантехников, электриков, дворников, — отмечает эксперт Александра Шипицына. — Единственное, что смущает, — это 10-е число. Я считаю, дату нужно изменить. Во-первых, потому, что пенсии у нас в стране выплачивают до 20-го, а во-вторых, и зарплату зачастую выдают чуть позже. Не зря, например, за домашний телефон платежи нужно вносить до 20-го числа. Зачем изначально ставить сроки, которые людям априори в тягость?
Солидарна с мнением кандидата наук и Екатерина Игнатова. — Пенсию начисляют до 20-го, а коммуналку заплатить надо до 10-го. Пенсионерам — самым дисциплинированным потребителям услуг — это, конечно, неудобно. Ну а в целом я согласна: не все плательщики своевременно оплачивают услуги, а потому и ужесточение мер вполне оправданно, — считает председатель ТОС «Черемушки». — Однако сегодня, в период нестабильности, когда всегда есть вероятность остаться без работы, в числе должников рискует оказаться каждый. Впрочем, представители ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний уже сегодня подтверждают: в случае уважительных причин и форс-мажорных обстоятельств они готовы идти на диалог. Главное — это искренняя заинтересованность должника в скорейшем погашении долга.
Отопление по-новому: удобно или нет?
Еще одно нововведение, вступившее в силу с 1 сентября, касается схемы оплаты тепловой энергии. Так, если раньше плата за отопление пропорционально разбивалась на все 12 месяцев, то сейчас нам предстоит расплачиваться за тепло только в период отопления, то есть примерно с середины сентября и до середины мая.
— Новая схема оплаты продиктована принципом своевременности, то есть взиманием средств по факту оказания услуг, — комментирует ситуацию Тамара Винарская, директор Иркутской городской теплосбытовой компании. — В целом я не думаю, что перемены существенно затронут интересы горожан, ведь на общей сумме платежей это не скажется. Просто раньше мы разбивали ее на 12 месяцев, а сейчас на 9.
Однако если на общей сумме платежей нововведение не скажется, то бремя ежемесячной финансовой нагрузки в период отопления все же возрастет. Не приведет ли это к накоплению долгов?
— Я считаю, что определенной категории населения действительно придется несколько сложнее. Скажем, тем, кто не имеет постоянного заработка, — считает в свою очередь Екатерина Игнатова. — Все, что остается посоветовать, — заранее планировать бюджет и, что называется, считать наперед.
— Думаю, это логично: пользуешься услугами — платишь; не пользуешься — не платишь, — считает в свою очередь Александра Шипицына. — И потом, это удобно и ресурсоснабжающим компаниям, которые, собрав с потребителей платежи, могут летом спокойно приступать к ремонту, и самим жильцам, которым в период отпусков и без того есть куда потратить свои финансовые средства. Главное — это должный контроль домовых комитетов за снятием показаний с приборов учета. Так, чтобы лишнего не начислили.
Потери по дому — спорный вопрос
Еще одно ноу-хау — разделение коммунальных платежей на квартирные и общедомовые. То есть оплата за услуги, индивидуально потребленные (либо по счетчику, либо по нормативу), будут теперь рассчитываться отдельно, а за общедомовые нужды — отдельно. Скажем, за освещение и отопление лестничных клеток. К слову, по-хорошему, общедомовыми счетчиками все многоквартирные жилые дома должны были обзавестись еще к 1 июля. Теперь же, согласно новому 261-му закону, общедомовые приборы учета будут устанавливать сами ресурсоснабжающие организации. Причем за счет собственников и без учета их мнения. А между тем в многотысячной армии потребителей, где общедомовые счетчики уже установлены, давно раздаются громкие споры. Причина — это так называемые потери. То есть разница между показаниями общедомового счетчика и тем объемом ресурсов, который начисляется к оплате всем потребителям. Этакий излишек, который разбивается в равных долях между всеми жильцами многоквартирного дома — и теми, у кого есть индивидуальные счетчики, и теми, у кого их нет.
— А между тем потери по воде — это не только некие протечки в трубах, но и потребление ресурсов теми, кто живет в квартирах без прописки и без счетчиков. А ситуация весьма типичная, — говорит эксперт Александра Шипицына. — Масса квартир в Иркутске служат для владельцев источником доходов и попросту сдаются. То есть по факту в них живут целые семьи, а официально никто не проживает. Соответственно, и по нормативам за воду не платит. Так почему же добросовестные соседи, несмотря на наличие счетчиков, должны нести из-за них потери? Это явная недоработка в законодательстве.
— Люди действительно в возмущении, — подтверждает Екатерина Игнатова. — Зачем они устанавливали индивидуальные счетчики, если платят в итоге за себя и за соседа?
— Да, такая проблема есть, и совет тут один: сами устанавливайте общедомовые счетчики. Это будет гораздо дешевле. Создавайте домовую комиссию и на основе данных о потерях ресурсов выявляйте и устраняйте вероятные протечки, — комментирует эксперт института жилищного просвещения при администрации города Иркутска, преподаватель школы ЖКХ при БГУЭПе, председатель ТОС «Рубин» Любовь Аликина. — Что касается нелегальных квартирантов, то и здесь все в руках самих жителей домов. Не хотите платить за соседа — пусть комиссия ТОСа составляет протокол, подключает к делу налоговую службу. Такая практика есть, она достаточно успешна.
Смотрите в платежку!
В отдельности напомним, что кроме коммунальных услуг есть еще и жилищные. Это вывоз мусора, уборка подъездов и прочие работы по содержанию и ремонту домов, которые выполняют управляющие компании. И, согласно букве закона, решение о наценке на жилищные услуги принимается на общем собрании жильцов, причем не чаще одного раза в год. Однако вместе с тем, по словам представителей ТОСов, под шумок отдельные управляющие компании города стоимость своих услуг уже успели увеличить.
— Да, такие прецеденты есть. И здесь нельзя забывать, что по закону договорные отношения могут быть закреплены либо подписью в документе, либо принятием условий по факту, чем, собственно, и пользуются сегодня управляющие компании, — отмечает эксперт Любовь Аликина. — То есть если вы несколько раз оплатите жилищные услуги по уже увеличенным расценкам, то вы тем самым согласитесь с новыми тарифами. Отсюда и совет: смотрите в платежки. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Дина Оккерт, «СМ Номер один». Фото Сергея Игнатенко