Юрий Абрамов: На религию я смотрю исключительно с научных позиций

Декан первого в Сибири факультета религиоведения и теологии

В апреле 2012 года в Иркутском государственном университете открылся первый в Сибири факультет религиоведения и теологии. Это событие сразу получило широкий общественный резонанс, несмотря на то, что профильная кафедра в вузе начала работу еще в 2007 году. Исполняющий обязанности декана нового факультета Юрий Абрамов рассказал, что в первую очередь здесь смогут получать образование будущие преподаватели предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в школьную программу с этого года. А изучать теологию в вузе согласно образовательным стандартам имеют возможность не только православные священники, но и представители других христианских церквей, а также мусульмане и иудеи. Сам же профессор, к слову, называет себя материалистом, на религии смотрит как на предмет научного исследования.

Заповеди – это общечеловеческие принципы коллективного бытия

– Юрий Федорович, какова сегодня роль религии в России?

– За последние 20 лет социальная реальность в нашей стране сильно изменилась. Сейчас религия пытается занять ту нишу, которую в СССР занимал отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС. Несколько десятилетий наш народ свято верил в коммунистическую мифологию и воспитывался на ней. Я считаю, что если бы жизнь к 1990-м годам была такая, как написано в программе КПСС, то никаких катаклизмов бы не произошло. А так, людям морочили голову, они долго напрягались, терпели лишения, но реальных улучшений не дождались. В итоге коммунистическая идея себя изжила. Надо отметить, что она во многом опиралась на основы православия – коллективизм, соборность…

– Но ведь в России существуют и другие конфессии.

– Да, в частности, у нас в стране есть территории, где много мусульман. Но, тем не менее, по опросам социологов, около 90% россиян относят себя к православным, либо ассоциируют себя с мировоззренческими и гуманитарными ценностями, которые исповедует данная вера. При этом они не обязательно верят в Бога. В христианском вероучении есть заповеди, и для обывателя по существу они не религиозные, а общечеловеческие – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». В них прямо не говорится о Боге. Эти нравственные максимы являются просто принципами коллективного человеческого общежития. Хочешь быть успешным – будь им, но выбирай такой путь, чтобы своей успешностью не навредить ближнему.

– О чем, как мне кажется, мы подзабыли в последнее время.

– Забыли потому, что занимаемся только переделом материальных ценностей и социальных статусов. А чем сейчас увлечена молодежь? Гоняет по социальным сетям, смотрит телевизор, а там все время убийства, насилие, обещания конца света. Поэтому у наших властей появилась инициатива, призванная помочь юному человеку разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо» с позиций исторического опыта многих поколений, исходя из традиций, в том числе религиозных. Речь идет о новом школьном предмете «Основы религиозных культур и светской этики».

– Но, по большому счету, в обществе нет понимания, кто и как будет преподавать этот предмет.

– Преподавать его будут люди с профильным педагогическим образованием. Задача священнослужителя – заниматься душой человеческой в приходе, в школе должен работать профессиональный учитель, который изучал педагогику, возрастную психологию, специализировался на своем профильном предмете, в нашем случае – религиоведении – философской науке, изучающей религию как явление социума, феномен духовной жизни общества, форму общественного сознания. Любая религия удовлетворяет мировоззренческие потребности определенной группы людей. Это может быть этнос, нация и т. д. Церковь профессионально развивает данную мировоззренческую идею, пропагандирует, обучает ей, в целом осуществляет функцию, которую не может осуществить государство или другой социальный институт. Религиозность как фактор общественной жизни свойственна самой природе человека и требует всестороннего рассмотрения.

– Но если церковь не должна присутствовать в школе, то откуда тогда появятся специалисты-религиоведы?

– Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебных заведениях с сентября этого года. Сейчас педагогов готовят на специальных курсах, но это лишь полумера. Нельзя за короткое время обучить человека этому непростому предмету, обращенному к тысячелетней истории и традициям. Почему учителей математики, литературы или физики в вузах готовят несколько лет, а религиоведов – 72 часа? Разумеется, такое положение вынужденное, его надо исправлять. Только Иркутской области скоро потребуется более тысячи преподавателей религиоведения с высшим образованием. Мы в своем вузе при активной поддержке ректора осознали эту проблему еще несколько лет назад. В 2007 году я возглавил в университете отделение политологии и религиоведения с правами факультета. Позднее политология перешла в ведение исторического факультета, что весьма логично. А у нас на кафедре философии, религиоведения и теологии стали готовить религиоведов. Сейчас у нас открылся факультет религиоведения и теологии. В первую очередь мы ждем у себя действующих учителей, которые смогут получить второе высшее образование. На факультете две кафедры: я возглавляю кафедру философии и методологии науки, а кафедрой религиоведения и теологии руководит профессор ИГУ митрополит Иркутский и Ангарский Вадим.

Теологами могут стать христиане, мусульмане и иудеи

– На вашем факультете учатся, главным образом, православные священники?

– Хочу подчеркнуть следующее: наш вуз все обучение проводит в соответствии с принятыми государственными стандартами, разработанными Министерством образования РФ. Это касается и подготовки бакалавров религиоведения и теологии. Религиоведение в большей степени рассчитано на школьных учителей. Теология – комплекс наук, которые изучают историю вероучений, религиозное культурное наследие, в том числе религиозные тексты. Но, в отличие от богословия, теология изучает эти тексты с помощью рациональной научной методологии и систематики. Теолог может быть светским и религиозным. Вместе с тем, по государственному стандарту, мы можем подготовить лишь бакалавра по христианской, исламской или иудейской теологии. У нас сейчас среди студентов наряду с православными есть и католики. Хотя, конечно, наибольший интерес к факультету демонстрируют представители православной церкви. Не так давно при активном содействии Иркутской епархии в Харлампиевской церкви создан Восточно-Сибирский православный научно-образовательный центр ИГУ. Епархия заинтересована в том, чтобы в приходах служили образованные настоятели. Как правило, начиная служение, они не имеют соответствующего уровня подготовки, поэтому поступают заочно в духовные семинарии. Ближайшая семинария находится в Тобольске. Но ездить туда на сессии священникам, особенно сельским, из небольших приходов, сложно, в том числе и с материальной точки зрения. Теперь они могут получить теологические знания в нашем вузе. К тому же у нас студентам оказывается аудиторная поддержка: лекции, семинары, консультации и др. Но подчеркну, что главное направление нашего факультета – подготовка школьных учителей.

– Не возникает ли на ваших занятиях межрелигиозных конфликтов?

– В образовательном стандарте говорится, что преподавание теологии носит светский характер. У студентов нет разногласий между собой на религиозной основе потому, что наш учебный процесс объективно этого не допускает. Вот рассмотрим вопрос: кому Библия больше принадлежит – православным, католикам, протестантам или иудеям? Никому. Особенно когда речь идет о «Ветхом Завете». Содержание учебного процесса не провоцирует различных истолкований.

Остерегайтесь духовных подделок

– А кому еще кроме священников и педагогов может быть интересно религиоведческое и теологическое образование?

- У нас могут учиться художники, поэты, писатели – те, кто представляет духовно-художественную элиту. Знания основ религии нужны широкому кругу специалистов, в том числе системы исполнения наказаний. Там тоже проходит вектор, связанный с чувствованием человеком вечных ценностей. В свое время у меня докторскую диссертацию по социологии писал начальник одной из исправительных колоний. Вспомним, ведь первое массовое движение по восстановлению церквей 20 лет назад началось главным образом в зонах. Осужденным не на что опереться, они отвергнуты социумом, где не прижились, поэтому многие ищут отдушину в храме.

Кроме того, надо отметить, что в России в последнее время появилось множество различных проповедников и миссионеров, они провозглашают себя носителями абсолютной истины, которая способна спасти человека и помочь ему добиться невиданных успехов. Рынок проявляет себя не только в экономической области, но и в религиозной. А значит, нам нужно быть грамотными потребителями и остерегаться подделок. Тем более, что духовные подделки очень опасны.

– А каков ваш личный мировоззренческий выбор?

– Я даю знания о религии и не занимаюсь миссионерством. Как социальный философ я «исповедую» позицию диалектического реализма, позволяющего оставаться в познании за пределами религиозного или атеистического понимания мира. Иначе я не смогу исследовать предмет моей науки.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ