Авиакомпания "Аэробратск" стала участником акции "Бессмертная эскадрилья", которую инициировало Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В рамках этой акции самолеты российских авиакомпаний получают имена советских летчиков-ассов Великой Отечественной войны.
Авиакомпания "Аэробратск", базирующаяся в аэропорту города Братска Иркутской области, приняла решение присвоить своему самолету Як-40К (RA-88215) имя Героя Советского Союза Анатолия Шаманского. Он родился в Приангарье и именно тут сделал свои первые шаги в небо.
Анатолий Шаманский родился 9 ноября 1918 года в поселке Седаново Братского уезда. В настоящее время это Усть-Илимский район Иркутской области. Окончил семь классов сельской школы и фабрично-заводское училище, после которого работал на Иркутском заводе тяжелого машиностроения. Позже выучился на шофера, перешел на работу на железной дороге, занимался в Иркутском аэроклубе.
В 1940 году Анатолия Шаманского призвали на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Там он поступил в Сталинградскую военно-авиационную школу пилотов и в 1942 году, по её окончании, отправился на фронт.
За военные годы Анатолий Шаманский освоил три типа истребителей Яковлева - Як-1, Як-7 и Як-9. К январю 1945 года он совершил 253 боевых вылета и провел 61 воздушный бой, сбил 16 самолетов противника. Несколько раз был ранен, в том числе получал тяжелые ранения.
Звание Героя Советского Союза Анатолию Шаманскому присвоили 10 апреля 1945 года. К этому моменту он воевал в звании гвардии старшего лейтенанта в должности командира эскадрильи 156-го гвардейского истребительного авиационного полка 12-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии.
Всего за время Великой Отечественной войны Анатолий Шаманский совершил 291 боевой вылет, провёл 62 воздушных боя и сбил 18 самолётов врага.
После Победы он остался на военной службе, но из-за полученных на войне ранений перешел в транспортную авиацию. В 1954 году Анатолия Шаманского уволили в запас по состоянию здоровья. Он вернулся ненадолго в Иркутск, потом переехал в Сухуми. Там его и похоронили.
Анатолий Шаманский скончался в возрасте 46 лет 16 июля 1965 года.
А через 11 лет после этого, в 1976 году, в Советском Союзе построили тот самый Як-40К, который теперь носит имя Анатолия Шаманского. Сейчас самолету 49 лет. Несмотря на почтенный возраст, это воздушное судно до сих пор выполняет около 150 рейсов в год по маршрутной сети "Аэробратска".
Надо отметить уникальность именно этого борта. В стране до прекращения производства данного типа самолета в 1981 году, Як-40 с индексом "К" было выпущено всего 120 машин из более тысячи произведенных Як-40. Индекс "К" означает "конвертируемый". Это значит, что салон данного самолета можно быстро переделать из пассажирского в грузопассажирский или вовсе в грузовой вариант. Ради этого в фюзеляже воздушного судна предусмотрен дополнительный люк и усиление силовой конструкции - усиленные и дополнительные шпангоуты.
Примечательно, что нынешние российские авиастроители до сих пор не создали нового поколения уникальных реактивных самолетов типа Як-40 для местных авиалиний. Это единственные в своем классе машины, которые могут эксплуатироваться на коротких и грунтовых взлетно-посадочных полосах, на высокогорье, в полярных условиях. Несколько дней назад Росавиация сообщила, что планирует продлить срок эксплуатации Як-40 еще на 10 лет, до 60 лет с момента постройки. Всего в стране, по разным оценкам, в рабочем состоянии остались не более двух десятков Як-40 разных модификаций. В основном, они используются региональными авиакомпаниями.
Як-40К "Анатолий Шаманский" свой следующий рейс выполнит по маршруту Братск - Олекминск - Братск.
Погода