«Афинская клятва» наших дней

Кодексы этики существовали с незапамятных дней. Со времен Хаммурапи, Моисея и Гиппократа законодатели и исполнители исходили из того, что «легче поступать правильно, когда знаешь, что правильно». В начале апреля этого года распоряжением Мэра краевого центра был утвержден Кодекс этического поведения муниципальных служащих Читы. Об этом документе, кадровом резерве и противодействии коррупции в рядах чиновников мы беседуем с управляющим делами – руководителем аппарата администрации городского округа «Город Чита» Еленой Часовитиной.

— Действительно, появление этого документа, хоть и не ново в мировой и российской истории, но чрезвычайно важно. Многие десятилетия развития государственного управления как в России, так и за рубежом, показали, что этический аспект чрезвычайно сильно влияет на эффективность управления. Служащий, уверенный в своей моральной правоте и этической безукоризненности, с большим удовлетворением выполняет свои обязанности.

— Елена Юрьевна, расскажите подробнее об этом документе?

— Кодекс направлен на формирование должного уровня морали и нравственности в сфере муниципальной службы, повышение доверия граждан к органам местного управления. Его задачами являются утверждение единых этических норм профессионального поведения, определение основ взаимоотношений с населением, с коллегами и подчиненными, повышение эффективности работы. В Кодексе предусмотрены общие принципы служебного поведения, требования и правила этики поведения, определение этического конфликта и конфликта интересов, а также коррупционно опасного поведения. По большому счету этот документ является звеном в цепочке уже принятых в администрации документов по противодействию коррупции. В последнее время чиновников всех уровней ругают за грубость, формализм в работе. А вот примеров добросовестного исполнения ими своих обязанностей чиновниками в наших средствах массовой информации явно недостаточно. Считаю, что здесь есть определенный перекос. Поэтому наша цель – формирование положительного имиджа муниципального служащего Читы. Думаю, принятый Кодекс этому поможет.

— Борьба с коррупцией приобрела государственные масштабы. Что сделано для того, чтобы выявить нечистых на руку чиновников в мэрии Читы?

— Мы стремимся профилактировать эти явления. Главное – создать такие условия, чтобы не допустить коррупционных проявлений среди муниципальных служащих Читы. В плане антикоррупции разработан целый комплекс мероприятий. Их исполнение на постоянном контроле у Мэра столицы края. Во-первых, мы постарались сделать работу администрации «прозрачной», создать широкие возможности для обращений граждан. Так, работает в автоматическом режиме круглосуточный телефон доверия (35-32-47), на который в течение полутора минут можно передать свое сообщение. Отмечу, что пока информация поступает не коррупционного характера. Чаще всего читинцы жалуются на недостатки работы ЖКХ – отсутствие тепла, горячей воды, высказывают просьбы оказать помощь в поиске родственников. Часть сообщений, поступивших на телефон доверия, передана в налоговые и правоохранительные органы, а также в структурные подразделения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, отделение Пенсионного фонда. Во-вторых, в фойе здания администрации по ул. Бутина, 39 размещен ящик для письменных обращений граждан по вопросам коррупции. В-третьих, определены адреса электронной почты (sobolev@admin.chita.ru, info@admin.chita.ru), по которым любой также может направить свое сообщение, работает приемная по обращениям граждан. Читинцы и организации активно пользуются всеми перечисленными способами направления в администрацию своих сообщений, но, к счастью, ни одной жалобы на то, что кто-то из муниципальных чиновников нашего города замечен в коррупционных действиях, на сегодня мы не получали.

— Одной из мер антикоррупционного характера является декларирование доходов муниципальных служащих и членов их семей. Все ли предоставили необходимые сведения?

— Действительно, в этом году несколько изменился порядок предоставления сведений о доходах и имуществе муниципальных служащих, а по целому ряду должностей, которые относятся к коррупциогенным, еще и о доходах и имуществе супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. При этом данные предоставляются не в налоговую инспекцию, а в кадровые службы. Кадровики проводят проверку достоверности предоставляемых сведений. До конца апреля все муниципалы необходимые сведения предоставили. А вообще о своих доходах чиновники мэрии отчитываются ежегодно, для нас это работа не была новой.

— Елена Юрьевна, как Вы считаете, есть ли в нашем городе проблема квалифицированных кадров муниципальных служащих? Формируется ли резерв управленческих кадров?

— Считаю, что да. Я убеждена, что для работы в исполнительных органах власти необходимо не просто специальное образование, но и жизненный опыт, стаж работы в той или иной сфере. Вопрос подготовки резерва управленческих кадров (РУК) на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных в кадровой политике в сфере государственной и муниципальной службы. Впервые задача по формированию РУК была сформулирована в первом Послании Федеральному Собранию Президента РФ Дмитрия Медведева в ноябре 2008г. Тогда Президент заявил о необходимости начать «охоту за талантами», подчеркнув, что «какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции – реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей». Т.е. мы вернулись к позабытому лозунгу о том, что кадры решают всё. В Послании же Президент уточнил, что управленческий резерв должен включать в себя три уровня – муниципальный, региональный и федеральный. А наиболее успешные руководители должны составить «президентскую тысячу». Поставленная задача решается на всех уровнях. Не исключение – и наше муниципальное образование. В администрации городского округа «Город Чита» полностью сформирована нормативно-правовая база для полноценного решения вопроса формирования резерва управленческих кадров, создана комиссия, которую возглавил Мэр города – Анатолий Дмитриевич Михалев, утвержден первоначальный список кандидатов, проводится работа по составлению и выполнению индивидуальных планов развития и обучения каждого кандидата. Надо отметить, что в резерв входят как перспективные, хорошо зарекомендовавшие себя муниципальные служащие, так и граждане, которые не работают в администрации города. Документы, касающиеся формирования РУК, размещены на сайте администрации городского округа «Город Чита».

— Спасибо.



Елена Назарова

Для справки:

96,4% муниципальных служащих Читы имеют высшее образование.

Из них:

34% — экономическое

17,2% — государственное и муниципальное управление

11% — юридическое

65,4 % — лица до 50 лет.

Одним из старейших кодексов этики является «Афинская клятва», упоминаемая Чандлером:

• Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.

• Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.

• Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.

• Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга.

Основные морально-этические принципы поведения муниципальных служащих (из Кодекса этического поведения муниципальных служащих администрации городского округа «Город Чита»):

— принципы служения государству и общественным интересам

— принцип законности и уважения личности

— принцип лояльности

— принцип политической нейтральности.



"Байкал24"

взято с сайта



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ