На Байкале наступил сезон мартовских массовых путешествий по льду: пешком и на транспортных средствах.
К сожалению, многие выходят и выезжают на лёд не имея опыта и легкомысленно относясь к этому. Тревожной тенденцией последних лет стал чрезмерный наплыв автотуристов, в том числе коммерческих туров. Экспедиции стремятся пересечь замёрзшее озеро без предварительного мониторинга за состоянием льда и без каких-либо согласований с МЧС. О том, что это реально опасно для жизни, и может нанести вред экологии озера, люди даже не задумываются.
Многочисленные автомобильные следы во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надёжным лёд ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы из-за внезапно возникающих опасных трещин. Многие из них и вовсе не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Живые трещины могут быть забиты льдом, и не факт, что ледяная пробка выдержит очередную машину. Иногда случается, что по безопасному на первый взгляд следу проходят две-три машины, а третья или четвертая на этом месте проваливается.
При плюсовых температурах в течение 2-3 дней меняется структура льда, и его грузоподъемность уменьшается на 20%, поэтому наиболее массовые трагические случаи на зимнем Байкале фиксируются в конце марта. Например, в конце марта 2012 года в проливе Малое Море за один день провалились 8 автомобилей, в 2011 за одну неделю - 15. Наибольшее количество ушедших под лёд машин зафиксировано в 2008 году - 36 транспортных средств. Всего же за 10 лет провалились под лёд, но не затонули 92 автомобиля, а 139 транспортных средств, что называется, погибли безвозвратно.
Вместе с машинами ежегодно гибнут люди. Никакие проводники и ледовые капитаны не могут гарантировать 100% безопасности, поэтому стоит всерьез подумать, надо ли рисковать своей жизнью, выезжая на автомашине на лёд. По официальной статистике Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России за последние десять лет погибли 63 человека (поднять удалось только 37 тел), оказались в критической ситуации 203 человека, которым потребовалась помощь МЧС. Судя по этой печальной статистике на льду Байкала гибнет больше людей, чем при восхождениях на высочайшую вершину планеты Эверест, где за последние десять лет погибло 38 восходителей.
В 2004–2007 гг. Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС совместно с Лимнологическим институтом СО РАН с помощью автономного подводного аппарата «Гном» с телевизионной камерой провели мониторинг дна Малого Моря. Только в районе пролива Ольхонские Ворота было обнаружено 55 затонувших в разное время машин и катеров - большинство из них силами МЧС были подняты на поверхность, и дно пролива теперь стало чище. По данным Московского института Океанологии в 2006 году определены координаты 472 опасных объектов на дне Байкала, ждущих своей очереди для подъема на берег, среди них катера, понтоны, железнодорожные вагоны, подавляющее большинство - автомашины.
В 2003 году я был в числе организаторов первого туристического трофи-рейда по льду на автомашинах и в последующие годы на личном опыте смог наглядно убедиться в реальной опасности подобных экспедиций, от которых мы вскоре полностью отказались. За десять лет путешествий по льду я стал очевидцем шести несчастных случаев, и уверен, что это очень убедительный опыт, чтобы заключить - автотуризм по льду Байкала чрезвычайно опасен. Что говорить о машинах, если даже пешие туристы систематически попадают в трещины. Так в начале февраля этого года спасатели МЧС эвакуировали 13 участников массового перехода по льду Байкала, двое из которых, несмотря на медленное и осторожное движение, провалились в трещину, а остальные получили переохлаждение. Заблаговременно увидеть на зеркальном льду при слепящем солнечном свете опасную полынью с двигающегося на большой скорости автомобиля невозможно.
В настоящее время в Иркутской области действует постановление регионального правительства о запрете любых выездов автомашин на лёд вне ледовых переправ и об административной ответственности за нарушения запрета. Однако механизм действия постановления не отработан, и по льду озера ежегодно без согласования с МЧС проводится всё большее количество автомобильных трофи-рейдов. Например, за 118 тысяч рублей любому желающему предлагается совершить самое протяженное в мире путешествие по льду Байкала на автомобиле. При этом организаторы подобных коммерческих экспедиций не сообщают участникам о смертельной опасности и не могут в случае чрезвычайной ситуации организовать самостоятельные спасательные работы. Посмотрите на эти фотографии, прежде чем выезжать на лёд…
Фотографии предоставлены Байкальским поисково-спасательным отрядом МЧС России
Автор: Сергей ВОЛКОВ