Три выставки открылись в Иркутске
Наступивший год в Иркутске отмечен бурной выставочной деятельностью: практически подряд открылись персональные юбилейные выставки трех авторов, членов Союза художников России, представителей трех разных поколений.
В галерее «Дом художника» это выставка старшего из них — Геннадия Неупокоева (ему исполнилось 70 лет), в зале сибирского искусства художественного музея — выставки Владимира Максимова (полувековой юбилей) и Юрия Квасова (она приурочена к 65-летию автора).
Три мастера, три разных почерка, выражающих ярко проявленные творческие индивидуальности. Расскажем о каждом из них.
Эпический романтик
Так назвала Геннадия Неупокоева иркутский искусствовед Тамара Драница. Залы галереи «Дом художника», где расположились живописные полотна этого художника, будто раздвинулись, раздались вширь.
Такое ощущение возникает от того, что зритель попадает в окружение снежных горных вершин, речных и озерных —байкальских — просторов. Снега, деревья, протоки — все у Неупокоева размашисто, значительно, емко. Его образы навеяны впечатлениями, полученными в разных географических точках, на разных широтах, — это Алтай и тундра, Ангара и Нижняя Тунгуска, Курилы и Камчатка, и, конечно, Байкал, и крошечное старинное село Баушево, к которому в конце концов прикипел душой, поскольку на многие годы Баушево стало ему домом.
Словно подтверждая своим творчеством высказывание Ивана Копылова («Сибирь для развития большого искусства — самое удачное место»), Геннадий Константинович Неупокоев по-своему вписался в традиции иркутской художественной школы, соединив в своем творчестве нежную лирику с суровой монументальностью.
Эпические полотна, на которых — то «край земли» и «Курильский прибой», то вечные громады гор, то реки, в которых отражается высокое небо, сменяются более камерными по настроению натюрмортами — с пылающими кисточками рябины, с ветками цветущего багульника и пушистой вербы, а то и с огромной спелой тыквой. Но и в них передаются, пульсируют ритмы общей жизни, большого многогранного мира.
В традициях советского искусства — работы, ставшие своего рода документом и памятником эпохи громких сибирских строек. Выезжая с группами собратьев-художников на строительство БАМа, Неупокоев писал сюжетные композиции, запечатлевшие моменты великих свершений, — а в общем-то, обычные трудовые будни, а также портреты строителей-бамовцев.
Кстати, в этом жанре он преуспел. Портреты Геннадия Неупокоева значительны — многие отмечают его знаменитую «Иркутянку», которая побывала на многих выставках, портрет хлебороба с колоском в мощных натруженных руках; не менее интересными мне показались его графические портреты, передающие не только колоритную внешность его героев, но и своеобразные характеры.
Геннадий Неупокоев не раз бывал участником крупных коллективных выставок разного уровня; с персональными выезжал в города Советского Союза, России; не раз выставлялся в Великобритании, в центральных галереях Лондона, открыв европейскому зрителю малоизвестный ему, во всяком случае в те времена, пласт сибирского реалистического искусства.
Что же касается зрителя своего, отечественного, то земляки-иркутяне восприняли юбилейную выставку мастера тепло, восторженно, благодарно. Для кого-то это имя стало открытием, а кому-то еще предстоит познакомиться с ним. Что ж, выставка работает, не упускайте возможности посмотреть работы этого живописца.
Максимов: романтический философ
Владимир Максимов окончил Красноярский художественный институт, но специализировался главным образом на художественной керамике, от чего далеко и, кажется, безвозвратно отошел. Живет и работает в Иркутске, и его творчество достаточно хорошо знакомо любителям живописи.
За последние годы художник провел несколько персональных и групповых выставок в России и за рубежом: в иркутской галерее «Дом художника», музее имени Михаила Врубеля в Омске, художественном музее в Кургане, художественной галерее Hay Hill в Лондоне.
Совсем недавно была крупная персональная выставка в арт-галерее ДиаS, и вот — новый выход к зрителю. Экспозиция называется «Театр цвета и символа».
В живописи Владимира Максимова отчетливо просматриваются разные стилистические направления. Есть целая серия натюрмортов (а он главным образом — мастер натюрморта), где он близок к технике модерна. Это вытянутые горизонтальные полотна с изображениями кошки, щуки, речки или ручья с плывущими корабликами... Сюда же можно отнести некоторые натюрморты с его любимым яблоком — символом полноты жизни, соблазна, первого грехопадения, повода для раздора. Легкая «мозаичность» от Огюста Климта придает работам декоративность и многозначительность.
Иным предстает этот автор в серии натюрмортов с грушами. Здесь некий авангард, слегка напоминающий врубелевскую технику, — крупный, выразительный мазок кисти, не требующий детальной проработки. И очень впечатляющий результат.
Еще более романтичными выглядят натюрморты, в которых он блистательно передает фактуру стекла в сочетании с фруктами, цветами, драпировками. Еще меньше деталей, еще больше условности — но как изящен его намек, как легко прикосновение к холсту, как прозрачны, воздушны его работы! Цветовая палитра их тонка, светла, возвышенна.
Может быть, философия его работ — эфемерность радостей бытия? Все проходит, будто говорит нам художник, но в его власти схватить краткое мгновенье красоты, запечатлеть его, показать нам. Тем самым принести радость, внести гармонию в быт, научить и нас видеть красоту в, казалось бы, обыденном.
Квасов: летопись в лицах
Юрий Квасов давно и прочно заработал репутацию одного из немногих художников, работающих в жанре портрета. Портретная галерея Квасова насчитывает не один десяток героев. Его моделями становятся знаковые для города люди, и многие годы работы он не изменяет себе и своему принципу. Время уносит события и меняет людей, но на портретах они остаются прежними — для детей, для потомков, для истории.
Невозможно не обратить внимание на портрет замечательной иркутской художницы Галины Новиковой. Человек с непростой судьбой, она предстает перед нами в расцвете своего таланта, красивой женщиной, окруженной своими героями, — ведь и она была известным мастером портрета...
В творчестве Юрия Квасова при желании можно найти немало интересных параллелей. Точнее, это он сам проводит такие параллели, изображая собратьев по кисти и отсылая нас, зрителей, к их великим предшественникам. Так, художник Владимир Соколов на своем портрете изображен невероятно похожим на Леонардо да Винчи, а чтобы у зрителя не оставалось никаких сомнений, портрет мэтра введен в интерьер картины. Тот же прием мы видим на портрете иркутского художника Александра Муравьева — его Квасов изображает под «Автопортретом» Дюрера.
Интересен портрет, изображающий известного иркутского мецената и поэта Виктора Бронштейна облаченным в простую рубаху, чуть ли не в рубище, и изучающим древние книги. Он как бы на минуту оторвался от чтения, чтобы произнести вслух, возможно, только что родившиеся в голове строки. Портретируемый помещен в интерьер, состоящий из картин его собственной коллекции, наиболее выделяется в которой портрет в испанско-голландском стиле, что-то вроде Вильгельма Оранского, которому придано большее сходство с... Виктором Бронштейном...
Хорошо знакомы иркутянам ставшие знаменитыми портреты Александра Вампилова, Валентина Распутина, Виталия Венгера, Геннадия Щуко, Михаила Корнева. Из совсем недавних работ —портрет дирижера Илмара Лапиньша, писателя Виталия Диксона, живописца Виталия Рогаля... И что удивительно, год от года мастерство живописца растет и набирает силу.
Что еще следует отметить, говоря о работах Юрия Квасова, — так это его стремление не только и не столько передать внешнее сходство, сколько показать в личности портретируемого его самые характерные черты, отбросив все случайное; выявить сиюминутное настроение, что придаст ему жизненности и наибольшей достоверности, убедительности. Даже выполняя заказные портреты, а я думаю, ему не могут не заказывать, он старается показать человека в его лучших проявлениях, подчеркнуть красоту, харизматичность, обаяние.
Помня о том, что Квасов пишет своего рода летопись Иркутска в лицах, нельзя не порадоваться тому, что такой художник у города есть. С таким потенциалом, с такой работоспособностью, с такими творческими принципами.
А если вернуться к тому, о чем мы говорили вначале, — то есть к открытию трех выставок сразу, то можно только порадоваться за иркутян: у нас есть выбор, у нас есть куда пойти, чтобы увидеть настоящее искусство.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора