Вандализм – «форма протеста» или заболевание?

Памятник расстрелянным революционерам на Титовской сопке превращён в свалку. Монумент Ленину в парке ОДОРА, неоднократно подвергавшийся нападениям хулиганов, спрятан на зиму в фанерный короб. Забор читинского зоопарка превратился в доску политических объявлений с лозунгами «Зоопарк – тюрьма для животных» или «Не ходи на выборы!». Гипсовая фигурка ослика с отбитыми ушами, разрисованный памятник Анохину на читинском «Арбате», разрушенные памятники по всему Забайкальскому краю – жертвы современных вандалов. Портал «Забмедиа.Ру» выбрал пять хулиганских акций последнего времени и попросил специалистов ответить на вопрос: «Что делать с дикарями XXI века?»

Эпизод первый. Новогодние бесчинства

Спиленные ёлки, разрушенные ледяные фигуры, разбитые мемориальные доски – итоги новогоднего нашествия вандалов на читинские улицы. Так, большое разочарование пришлось испытать работникам торгового центра в Сосновом Бору. Здесь, чтобы у преступников не возникало лишнего соблазна, ёлки установили на крыше магазина. Но даже высота не остановила вандалов – три искусственных ели высотой более двух метров, украшенных иллюминацией и игрушками, молодые люди сняли прямо с крыши. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как хулиганы ночью, в половине второго, не просто украли их, а предварительно сломали. Поднялись дурные руки и на историю - в ночь с 7 на 8 января неизвестные разбили металлическую памятную плиту военным лётчикам Забайкалья и сорвали шину с колеса памятника-самолёта, установленного в парке Дома офицеров.

Эпизод второй. «Три медведя»

В ночь с 1 на 2 июля к скульптуре «Три медведя», установленной к юбилею Читы на Профсоюзной улице, подошли неизвестные – два молодых человека и девушка. Один из молодых людей после долгих усилий оторвал фигуру маленького медвежонка с деревянной подставки, после чего троица удалилась. Акт вандализма сняла камера наружного наблюдения, однако лиц злоумышленников в темноте было не разглядеть. Сразу после кражи сотрудники Управления судебного департамента вновь заказали скульптуру третьего медвежонка. Кроме того, они оборудовали этот участок хорошим освещением.

Эпизод третий. Улица разбитых фонарей

В ночь с 25 на 26 января камеры наружного наблюдения зафиксировали, как трое молодых людей разбили рекламные фонари, установленные возле магазина «Славел» на Чкалова, 46.Трусливо дождавшись, когда мимо проедет автомобиль, хулиганы начали ломать оборудование, но сбежали, увидев на дороге приближающуюся машину.

Эпизод четвёртый. Ленин без головы

В начале июня в Шерловой Горе неизвестные оторвали голову у памятника Ленину, расположенного в центре посёлка. Спустя три дня, после того как «Забмедиа.Ру» первым среди краевых СМИ рассказало о пропаже, голова советского лидера была найдена и возращена на место.

Эпизод пятый. Ужин на Вечном Огне

Частым нападкам вандалов подвергается и Мемориал Боевой и Трудовой славы забайкальцев. Хулиганы нередко оставляют здесь нецензурные надписи на стелах, на плитах и даже среди имён погибших забайкальцев. Также вандалы портят железные машины и постоянно посягают на горящий символ вечной памяти погибшим войнам, сыплют шелуху от семечек, плавят и бросают в него пластиковые бутылки.

- Раз пришлось пресечь такую ситуацию: люди без определенного места жительства пришли, достали сковородочку, тушёночку и начали разогревать. Столик накрыли. Было действительно возмутительно. Честно, пришлось применить силу - вместе со сковородочкой выпроводить! – рассказывал в 2010 году Сергей Спиридонов, инженер-смотритель Мемориала.

Василий ТУРСАБАЕВ, помощник мэра Читы по благоустройству:

«Карательные меры – это не решение проблем. Я считаю, что вандалы – просто больные люди. Они больны тем, что не понимают, что творят».

Виктор КУЛЕШ, архитектор:

«Вандализм – своеобразная форма протеста униженных и обездоленных людей, живущих в разбитых домах и загаженных районах. Ведь все наши улучшения происходят в центре города и подсознательно вызывают раздражение у жителей окраины, чьё бескультурье – порождение нашего общества, телевидения, власти. Думаю, вандализм – предвестник более серьёзных потрясений, которые нам ещё только предстоят».

Елена ИМАНАКОВА, искусствовед:

«Нужно разделять понятия «вандалы» и «хулиганы». Те, кто уничтожает или портит культурные объекты – это вандалы. А те, кто ломают рекламное оборудование или другие объекты, не являющиеся культурными ценностями, - хулиганы. Я буду говорить только о вандалах. Их нужно воспитывать, приучать к культуре. Являются ли их действия протестом? Не думаю, поскольку протест – осознанный акт. А наши вандалы зачастую действуют неосознанно».

Анна ГЕРАСЬКОВА, культуролог:

«Причиной вандализма является вседозволенность нашего общества. Нужно работать с молодёжью, заниматься её патриотическим и духовным воспитанием. Только так, я думаю, мы сможем справиться с этим явлением. Пока же такими ребятами никто не занимается, кроме полиции. Но к каждому подростку полицейского не приставишь!».

Андрей БУКИН, краевед:

«В конце пятого века родственники древнегерманских готов, называвшиеся вандалами, прорвалась в Северную Африку, где основали своё государство. Но им там не сиделось, поскольку работать они не умели, а кушать хотели. В июне 455 года они ворвались в Рим, ограбили город, с особенным усердием уничтожая памятники чуждой им культуры. Решение проблемы вандалов: 1) учить людей работать и зарабатывать на хлеб насущный; 2) самим не быть ленивыми и равнодушными и откликаться на общие проблемы; 3) воспитывать молодёжь, чтобы родная культура чужой не казалась. Здесь быстрых решений нет, на всё требуется время, средства и терпение. Быстро только забор вокруг штаба СибВО можно поставить. Но это не решение проблемы, а её эскалация, поскольку на хитрую… найдётся изворотливый вандал.

Справка

Вандалы – древнегерманский народ в эпоху Великого переселения народов. Именем вандалов с конца XIX века стали называть людей, умышленно уничтожающих культурные и материальные ценности. Хотя вандалы и разграбили в июне 455 года Рим, их поведение не сильно отличалось от принятого в то время — они скорее грабили и вывозили ценности, чем уничтожали их. Возможно слава диких и бескультурных «варваров» связана с жестоким преследованием католического духовенства и разрушением католических церквей в вандальском королевстве на севере Африки.

Кстати

Согласно статье 214 Уголовного кодекса РФ, вандализм – это преступление, которое выражается в «осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Российское уголовное законодательство причисляет вандализм к преступлениям против нравственности и отличает его от хулиганства (ст.213 УК РФ), от организации массовых беспорядков (ст.212 УК РФ) и от других видов преступлений.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ