Рабочая поездка губернатора Забайкалья: что это такое?

Давайте согласимся: о таких поездках мы слышим довольно часто, немало (спасибо телевизионщикам) видим. И почти всегда остаемся при вопросах, в чем, конечно же, прежде всего повинны жесткие рамки вещания. В меру возможного мы попытаемся их преступить.

На земле каларской губернатора не видели одиннадцать лет. Несколько раз носились упорные слухи, что в такой-то день приедет вновь, чему были достаточно серьезные основания. Но жизнь полна превратностей, разного рода неожиданных поворотов. И в этот раз поездка висела на волоске. Обычно в такие зимние дни Чарскую долину затягивает плотный туман от кипящих наледей, да еще спешит на подмогу снег…

ВЫЛЕТ из Читы был отложен раз, другой. В Чару группа прилетела почти с четырехчасовым опозданием, что ощутимо ударило по трехдневной программе, разбитой буквально по минутам.

Что предпринять в такой ситуации? На ходу откорректировать (сдвинуть) намеченное или попуститься первыми планами? Вопрос сложный, поскольку по всем адресам его ждут, тоже всматриваются в часы. И именно встречи с северянами, с народом местным — главное в этой поездке. Решено: попуститься первыми планами, по возможностям в той или иной мере вернуться к ним в дальнейшем, а пока действовать строго по программе.

А для начала — встреча с медицинскими работниками. Местное здравоохранение только-только выведено из районного бюджета, передано под крыло краевого. Вполне понятны ведущие вопросы: а что конкретно это даст, насколько мы станем здоровее, и т.д. Скажем сразу, массовых встреч губернатора с моими земляками было почти полтора десятка, и везде чаще всего звучали вопросы медицины. Но в группе был опытнейший в таких делах министр здравоохранения Борис Сормолотов, и все вопросы в оперативном порядке находили ответы. Кстати, в этих ситуациях народ получил вдоволь примеров того, как работают губернатор и его команда. Лично меня несколько расстроило, что он в делах каларских довольно, вплоть до мелочей, — человек сведущий, он не скрывает этого. И вот эта открытость вызвала немало вопросов, без которых при таких высоких встречах можно бы обойтись, потратив время на более существенные проблемы. Конечно, губернатору, к примеру, интересно знать, что Чара — единственный в России райцентр, оказавшийся без бани. Но ведь это вполне посильная забота местных властей, а уж если обращаться к краевым, то и задачку им подсуньте посложнее.

ВТОРОЙ круг вопросов по значению, что тоже не отставал от губернаторских маршрутов, — это, конечно же, состояние жилья. Основная часть его построена четверть века назад, пришло время серьезно подумать о ремонте. Ситуация осложняется тем, что построено оно почти враз, такими же темпами теряет свои эксплуатационные качества. Но совсем нет ясности в том, как его восстанавливать. Вдобавок к этому треть северян прописана по адресам, которые должны бы исчезнуть еще десять лет назад, поскольку адреса эти принадлежат времянке, отслужившей свой срок. Есть программы разного масштаба на сей счет, деньги под них вроде бы начали немалые выделять. Но в районе почти незаметен рынок вторичного жилья, считай, нет и нового строительства. Это в советские времена здесь был крупнейший строительный комплекс Забайкалья, это в те времена и возведено все, чем мои земляки довольствуются сегодня. А что останется на завтра, послезавтра? Вопросы...

Вопросы достались губернатору даже в самом северном селе края — эвенкийском Чапо-Олого. Кстати, это село впервые в своей 110-летней истории удостоилось такого высокого административного внимания, впервые увидело и услышало губернатора.

АДЕНЬ 25 января 2012 года, второй день этой рабочей поездки, претендует на самое выдающееся место в хозяйственной хронике Читинского Прибамья.

В моей журналистской практике многие десятки освоенческих совещаний, связанных с нашими минеральными проектами (Удоканским, Апсатским, Катугинским, Чинейским и пр.). Но такого еще не было. А что было? Прилетал или приезжал в Чару хозяин лицензии (он же потенциальный инвестор) на месторождение, привозил с собою свою рабочую группу, привлекал необходимых местных деятелей и раскручивал двух-трехдневные маршруты-совещания. Конечно же, вокруг этой самой Чины. И лишь в исключительных случаях группа накоротке, в порядке экскурсии, встречалась с соседями — с тем же Удоканом, к примеру, Чиной или Апсатом. Не раз попадал в посреднические ситуации, удовлетворяя любопытствующих соседей: “Что они там и как?”. Нет, не думайте, что в те годы еще не было такого понятия, как комплексное освоение всех этих северных кладовых. Иногда оно, такое освоение, заявляло о себе очень даже солидно.

Например, 1 ноября 1999 года, когда в Чаре оказались одновременно наш губернатор Равиль Гениатулин и мэр Москвы Юрий Лужков, а в повестке дня стоял Удоканский проект. Высокий гость заявил прямо, недвусмысленно: мы готовы принять участие в отработке Удоканского месторождения, если это будет вестись параллельно с Чиной. Ни одного открытого противника этой идеи в тот день не оказалось. Не оказалось и каких-либо деловых, конкретных подвижек в реализации идеи. Нет их, если уж говорить совсем откровенно, и на сей день. А что же есть?

Рабочая группа губернатора этот совет озаглавила так: “О ходе реализации крупных инвестиционных проектов на территории Каларского района Забайкальского края”. Хороша и своевременна постановка такого вопроса. Ведь мы, каларцы, изо дня в день видим и слышим: “Гляньте, как Апсат зашевелился…”, “А вы знаете, что на Удокане уже трудятся двести человек?”, “Говорят, по весне и на Чину вернутся” и т.п. Собранный совет и должен был дать ответы на все эти толки-кривотолки. И, по большому счету, он их выдал.

ТАКОГО представительного совещания по каларским проектам еще не было. Мне могут возразить: ну почему не было, а вспомните апрель 1981 года, когда в поселке Удокан собрались самые лучшие знатоки наших минеральных гигантов и ломали головы над тем, что и как сделать уже завтра, послезавтра? Ломать-то ломали, но еще не было ярко выраженных проектов, каковыми они являются сегодня, тем более, не было лицензионных держателей и инвесторов, кого мы имеем на сей день. И вот за одним столом мы видим их, этих держателей, инвесторов. Видим Андрея Варичева, генерального директора ООО “Байкальская горная компания” (Удоканский проект), Вячеслава Кима, генерального директора ООО “Арктические разработки” (Апсатский проект), Сергея Дружнева, и.о. генерального директора ОАО “Забайкалстальинвест” (Чинейский проект). Каждый из них рассказал о работах, уже выполненных на том или ином месторождении, о ближайших планах. А Андрею Варичеву первому было доверено высказать свое видение “проекта комплексного развития Северного Забайкалья (Чарского горно-рудного узла)”. И, поверьте мне, это большая разница — после какого-то очередного освоенческого совещания осмысливать-описывать один проект или получить информацию сразу по трем проектам, да еще максимально (понятно, на сей день) увязанную в единый узел.

Уместным оказалось участие в совете руководителей ближайших к нам авиакомпаний и Северобайкальского отделения Восточно-Сибирской железной дороги с их планами и предложениями (расширение Чарского аэропорта, увеличение количества авиарейсов на Читу, продолжение реконструкции Читинского участка БАМа и т.д. ). Ведь уже в нынешнем году железнодорожники, например, должны будут принять, переработать и отправить не менее ста тысяч тонн апсатского угля.

И впервые на подобных совещаниях остро стояла проблема кадров — как строителей будущих горно-обогатительных комбинатов и соцгородков, так и эксплуатационников. Не случайно отдельной строкой в повестке совета значилась “Подготовка кадров для реализации инвестиционных проектов на территории Каларского района и зоны БАМа”, которой было посвящено два полномерных доклада.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Участники этого небывалого совета получили возможность убедиться в том, что реализация его предложений начата. Они собрались в зале, который, как и опытная фабрика в целом, уже не принадлежит московскому правительству. Мы еще раз с благодарностью вспомнили мэра Юрия Лужкова, с благословения которого построен этот объект. Но сегодня это собственность уже Байкальской горной компании — полновластного хозяина на Удокане. Без такой опытной фабрики ему вряд ли обойтись, а наличие уже готовой, да еще в недалеком будущем реконструированной, позволит заметно ускорить (наверное, и удешевить?) Удоканский проект.

Три дня губернатор Равиль Гениатулин вместе со своей командой, жил среди северян. Мы видели, как он работает. Он стал нам понятнее, стал ближе к нам. Это тем более важно, что, судя по всему, вновь возвращаются прямые выборы губернатора.

Анатолий СНЕГУР.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ