Трудные решения сложных задач

2 февраля Законодательное Собрание опубликовало краткий отчет о своей работе за 2010 год. Он может служить примером того, какой долгий и трудный путь лежит между благим намерением и реализацией его в виде закона, обязательного к исполнению. Сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

Школьное питание: плюс четыре

Один из наиболее значимых документов прошлого года — закон, увеличивающий расходы на школьное питание для детей из необеспеченных семей.

Еще Читинской областной думой третьего созыва было заявлено, что регион обязан заботиться о школьниках из семей с низким достатком и обеспечить их бесплатно горячими обедами. Тогда на эти цели закладывались средства из расчета три рубля в день на человека. Позже сумма была увеличена вдвое — до шести рублей. Конечно, реальная стоимость питания была куда выше: основную часть расходов должны были нести муниципалитеты, а деньги из бюджета региона были фактически добровольной помощью. К сожалению, далеко не все районы и городские округа выполняли свои обязательства, а цена обеда для школьников ежегодно увеличивалась. Поэтому в 2010 году депутаты вновь вернулись к проблеме.

Работал над законом комитет по социальной, молодежной политике и трудовым отношениям. Чтобы на месте изучить ситуацию, парламентарии побывали в нескольких школах Читинского района. По результатам поездки они отметили, что увиденное там характерно для всего края. Чтобы как-то накормить ребятишек, школы развивают пришкольные участки, собирают спонсорскую помощь, пытаются что-то заработать сами. И совершенно ясно, что шести рублей недостаточно, сумму нужно увеличивать.

10 рублей в день — небольшие, казалось бы, деньги. Но в пересчете на количество детей и число дней в учебном году они превращаются в весьма внушительную сумму — около 140 млн. рублей. И депутатам пришлось приложить немало усилий для того, чтобы получить согласие от губернатора на дополнительные расходы краевого бюджета. Доводы были очень весомыми: во многих школах нет столовых, пищеблоки нуждаются в капитальном ремонте и замене оборудования, квалификация персонала также оставляет желать лучшего. Что до школьного меню, то оно далеко не всегда обеспечивает суточную потребность детей в питательных веществах и витаминах.

В результате последние пять лет растет заболеваемость детей и подростков.

В результате было принято решение увеличить расходы на школьное питание до 10 рублей с 1 января 2011 года. И это стало одним из наиболее серьезных достижений Законодательного Собрания в прошлом году. Но останавливаться на достигнутом депутаты не собираются. Уже в первом квартале наступившего года они намерены вернуться к этому вопросу и вновь вступить в переговоры с исполнительной властью. Задача — к 1 сентября увеличить расходы края на горячее питание ребятишек из малоимущих семей до 12 рублей в сутки.

“Нет” налогу для ветеранов

Федеральные законы обязана соблюдать вся страна, но законодатель порой не

в состоянии учесть все.

Именно в таких случаях Госдуме нужна помощь коллег из регионов: ведь “узкие места” выявляются при конкретной реализации законов. Одно из таких мест депутаты Законодательного Собрания в прошлом году обнаружили при работе над обеспечением ветеранов жильем.

В год 65-летия Победы она стала одним из главных направлений в деятельности краевых властей. Парламент постоянно держал вопрос на контроле, приглашая для отчетов представителей соответствующих структур. Летом была созвана экстренная сессия ради предоставления государственных гарантий на сумму свыше 400 млн. рублей трем строительным организациям края. Это было нужно для того, чтобы застройщики могли взять кредиты в банках на возведение жилых домов, квартиры в которых регион впоследствии приобретет для ветеранов.

Несколько раз вносились изменения в краевое законодательство в части мер социальной поддержки для ветеранов Великой Отечественной войны. Но с наиболее серьезным правовым осложнением краевые депутаты самостоятельно справиться не смогли, потому что обнаружилось оно аж в Налоговом кодексе.

Дело в том, что, по закону, любое приобретенное имущество должно облагаться налогом на доход. Исключений из этого правила нет. А, значит, старики, получившие за свой подвиг от государства квартиры, будут должны в обязательном порядке заплатить за них… около 100 тысяч рублей. Конечно, ветеранам дан выбор: квартира в натуральном виде или деньги на ее приобретение, причем деньги-то как раз налогом не облагаются, это оговорено федеральным законом. А вот ситуацию, когда человек захочет получить именно готовую квартиру, Госдума не предусмотрела, и от налога не освободила.

Краевые власти несколько месяцев ломали голову над вопросом: как поправить ситуацию? Минсоцзащиты предлагало исключить из краевого закона норму о предоставлении ветеранам жилья в собственность, оставив лишь денежную выплату и социальный найм. Однако депутаты с таким решением не согласились. Ведь нельзя же отнимать у людей возможность получить имущество, на которое они имеют полное право! В результате краевое законодательство осталось неизменным, а вот федеральное явно нуждается в поправках.

Над этими поправками депутаты начали работать в прошлом году. Суть предложения — предусмотреть исключение к общему правилу платить налог на доход физических лиц. И исключением этим как раз должны стать ветераны, получившие квартиру от государства. Свою законодательную инициативу забайкальский парламент направит в Госдуму в ближайшее время.

Обратная связь: наказ выполнен

“Круглые столы”, выездные заседания, публичные слушания — наиболее эффективные формы работы парламента.

Именно в прямом диалоге с заинтересованными сторонами, в районах и поселениях, на встречах с забайкальцами депутаты получают наиболее адекватную информацию о том, в чем нуждаются земляки, что и каким образом можно и нужно улучшить в их жизни.

Яркий пример того, как воплощаются в жизнь наказы, полученные от избирателей на местах — ситуация с арендными ставками за лесные участки в северных районах, на которых забайкальские эвенки пасут оленей.

В 2010 году парламентский комитет по национальной политике побывал в Тунгокоченском, Каларском и Тунгиро-Олекминском районах — с целью изучить основные проблемы коренных малочисленных народов. Проблем этих, как и предполагалось, оказалось немало, но прежде всего — упадок традиционных отраслей хозяйствования эвенков. Оленеводство, первое и основное их занятие, не выдерживает условий сегодняшнего рынка. Одной из причин того, почему оно сегодня невыгодно, является высокая арендная плата за единицу площади лесного участка, где эвенки пасут оленей. За гектар оленеводу в Забайкалье приходится платить 2 рубля 68 копеек, именно такая ставка утверждена на федеральном уровне для наших территорий. Между тем в других регионах размер арендной платы минимален: в Магаданской области – 1 копейка за гектар, в Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе — 5 копеек, в Республике Коми — 3 копейки.

Жители районов просили депутатов разобраться с этой явной несправедливостью. Поскольку решить проблему на уровне края было невозможно, парламент в 2010 году обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой снизить цену аренды до 3 копеек за гектар. 12 января 2011 года был получен ответ из Федерального агентства лесного хозяйства. Рослесхоз поддержал предложение забайкальцев и согласился снизить ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и используемого для осуществления северного оленеводства в крае.

Тарифы: точка не поставлена

Рост тарифов… К этой теме Законодательное Собрание снова и снова возвращалось в течение всего прошлого года.

Проблема обсуждалась на правительственных часах, на пленарных заседаниях, на Совете парламента. Была создана специальная рабочая группа по изучению вопросов регулирования тарифов на услуги ЖКХ и ограничения цен на продовольствие. Особенную тревогу вызывало то, что в 2010 году в регионе прекратил свое действие договор “последней мили”. Он позволял населению платить за свет меньше за счет крупных промышленных предприятий — для них электроэнергия была значительно дороже. Депутаты опасались, что в 2011 году забайкальцам придется столкнуться с 50% ростом цен на электричество. И хотя парламентариям удалось, в конечном итоге, добиться того, чтобы договоры “последней мили” признали в России действительными до 2014 года, краю это не помогло — наш договор истек раньше, чем правительство страны приняло это решение.

Тогда Заксобрание попыталось решить проблему с другой стороны — увеличив размер социальной нормы потребления электроэнергии. В Забайкалье она уже долгие годы составляла 54 кВт. ч. Общее направление было единым: главным должна стать социальная защищенность граждан. Было проведено исследование, которое показало, что данные Читинской энергосбытовой компании, согласно которым 60-70% населения укладываются в существующую социальную норму, сильно завышены. В результате долгих дебатов, в том числе и с исполнительной властью, летом прошлого года было принято решение — поднять соцнорму до 65 кВт. ч с 1 января 2011 года.

Таким образом, депутатам удалось отчасти смягчить удар от роста тарифа для населения, тем более что в пределах социальной нормы подорожание составило 18 копеек за 1 кВт. ч, а за пределами соцнормы — 29 копеек. Однако осталась нерешенной проблема увеличения затрат на электроэнергию для бюджетных учреждений и предприятий малого бизнеса, для которых цена 1 кВт.ч составила почти 5 рублей! Поэтому парламент не снимает вопрос с повестки дня. “Если потребуется, и до Владимира Путина дойдем, потому что понимаем, что ситуация перерастает в угрозу резкого падения экономической активности в крае”, — говорят законодатели.

Анна КОЛОБОВА, внешт. корр.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ