Седьмой Байкальский фестиваль регионального кино стартовал в Иркутске. Он будет проходить с 5 по 10 декабря в «КиноМолле».
Ника ПЕСЧИНСКАЯ
5 декабря состоялась открытие фестиваля. Зрители смогли увидеть фильм «Подельники» (режиссер Евгений Григорьев, продюсер – Ольга Ерофеева-Муравьева). А сегодня, 6 декабря, прошли первые мастер-классы и конкурсные просмотры. Вячеслав Сачков рассказал о тонкостях съемки документального кино. А Ольга Ерофеева-Муравьева ответила на вопросы о создании фильма «Подельники» и поделилась опытом: как найти финансирование на свои фильмы начинающим авторам?
Юрий Яшников – один из тех, кто задумал и создал БФРК в 2015 году, вместе с Юлией Бывшевой и Александрой Мерзляковой. После мастер-классов мы поговорили с Юрием о фестивале: почему он проходит в декабре, как растет география мероприятия и как удалось заполучить на фестиваль актрису Кристину Бабушкину. Кристина родилась и выросла в Иркутске, в 2002 году окончила Школу-студию МХАТ, курс Олега Табакова, и была принята в труппу МХАТ им. А. П. Чехова. Среди ее работ в кино – «Псих», «Беспринципные» и «О чём говорят мужчины. Продолжение». В конце мая в российский прокат выйдет семейная комедия Егора Кончаловского «Мой папа — вождь» при участии актрисы.
- Юрий, каждый фестиваль по-своему особенный. Расскажите, чем отличается нынешний?
- Главная особенность – это первый зимний БФРК.
- В самом деле, раньше ведь вы проводили фестиваль осенью. С чем связано изменение сроков?
- Раньше мы проводили фестиваль на средства, полученные от конкурса президентских грантов. Результаты конкурса объявляли весной, и у нас хватало времени, чтобы подготовиться. В этот раз мы получили финансирование от фонда поддержки культурных инициатив. Результаты конкурса стали известны только 1 сентября. И провести фестиваль в октябре, как обычно, было невозможно. Времени на подготовку было в два раза меньше. Вообще, была и другая опасность. Есть мнение, что проводить мероприятия в декабре уже бессмысленно, потому что люди думают только про Новый год, никто не придет, залы будут пустые. Нам все это предрекали. Но мы к скептическим прогнозам привыкли за годы фестиваля. Мы в них не верим, мы знаем: когда бы БФРК ни проходил – люди придут. И не только на вечерние показы, куда удобно после работы, но и на мастер-классы. Что мы и увидели сейчас: только прошли два мастер-класса, и залы битком. Хотя, казалось бы – это чисто индустриальное мероприятие. Тем не менее в Иркутске такое количество авторов, которым интересно поучиться у жюри и экспертов, что зал набивается даже днем.
- Может, дело в том, что работа в кино становится все более модной профессией?
- Я бы так определил: идет удешевление средств производства контента и одновременно упрощение его продвижения. Иначе говоря, раньше снимать кино могли только огромные государственные студии у нас в стране, или корпорации на западе. Потому что техника стоила сумасшедших денег, процесс производства был безумно дорогим. И сбывать кино можно было только в кинотеатрах. Что очень дорого, потому что нужна серьезная рекламная кампания. Сейчас молодой автор может снять кино на телефон и выложить в интернет. И найти свою аудиторию! Велика она, мала, – это другой вопрос. В связи с этими двумя революциями, параллельно произошедшими на наших глазах буквально за последние двадцать лет, количество контента, производимого человечеством, ежегодно удваивается. И кто-то это все потребляет! Раньше нужно было прийти в кинотеатр, иначе ты движущиеся картинки не посмотришь. Затем появилось телевидение, ты мог дома потреблять контент. А сейчас люди в маршрутке едут с телефонами и что-то смотрят. Они занимаются домашними делами и слушают какой-нибудь подкаст. Человечество увеличило объем потребления контента многократно. И дальше возникает вопрос: кто-то же должен это все производить? Почему не нашли с вами земляки? Почему не эти молодые ребята? Далеко за примерами ходить не нужно: вот рядом сидит один из участников фестиваля, Артемий Пономарев. Он православный батюшка в сельском храме, ведет свой канал на youtube, где у него более десяти тысяч подписчиков. Просто парень из деревни имеет десятитысячную аудиторию. Не всякий региональный телеканал сегодня может похвастаться таким охватом. Вот к чему эта революция привела. Если ты честен, искренен со своей аудиторией, и общаешься с ней в том формате, который ей мил, – ты ее соберешь вокруг себя. Главное – быть последовательным и системно трудиться.
- Опять же, к вопросу полных залов на мастер-классах: наверное, радует то, что люди не просто хотят снимать, но и учиться – как правильно. Замечаете эту тенденцию? Или это автоматически: растет популярность фестиваля – растет и заполняемость залов?
- Я по своему опыту скажу: множество авторов уверены в том, что они уже полностью созрели для высказывания, и это мир плохой, что он их не слышит. И зачем им какие-то мастер-классы? Они и так все уже знают. Это есть! Я с этим сталкиваюсь повсеместно. Но то, на чем вы сейчас сфокусировали внимание, более приятно. Немало и тех, кто хочет учиться, отдает себе ответ в своем несовершенстве, хочет двигаться вперед. И наш фестиваль – именно для таких авторов. Я давно сделал для себя такой вывод, глядя на людей, которые год от года ходят и рассказывают, что они хотят в кино, мечтают делать кино, вот-вот будут делать кино.
- А кино их не зовет…
- Кино-то зовет, но они же шаг навстречу не делают! А человек, который взял и снял хотя бы какой-то видеоарт коротенький и прислал его к нам на фестиваль, – он уже сделал шаг в сторону зрителя. Он получит обратную связь, и не только от зрителей, но и от экспертов. На фестивале же работает группа профессионалов, которые комментируют заявленные работы, помогают автору вырасти. В этом смысле человек, который зашел на фестиваль со своей работой, – он выйти с фестиваля прежним уже не может. Если он, конечно, адекватен и готов слышать. Он за эту неделю получит больше опыта, чем иной трепач за десять лет рассказов и разговоров о своих планах заняться кино.
- Что вы в этот раз сможете назвать успехом со стороны организаторов?
- В этом году впервые за все годы существования фестиваля в жюри известная актриса федерального уровня. Пригласить на целую неделю актеров уровня Кристины Бабушкиной – это сумасшедший бюджет. Это могут себе позволить крупные фестивали, которым не жалко на это денег. БФРК пока к таким не относится. Мы спекулируем землячеством.
- И получается.
- К счастью, получается. Кристина еще в прошлом году изъявила желание приехать, но это не совпало с ее съемочным и театральным графиком. А вот в этом году она заранее подгадала, попросила МХАТ расставить ее спектакли таким образом, чтобы неделю для фестиваля выгородить. И вот она среди нас.
- Количество заявок на фестиваль со стороны авторов все растет?
- Да, за счет роста количества авторов в регионах, роста популярности фестиваля. Это ведь целое дело – достучаться до тех, кто делает кино в Забайкальском крае или в Красноярском крае, сделать так, чтобы они узнали про фестиваль, который проходит в Иркутске. С в другой стороны, мы каждый год расширяем географию фестиваля. И присоединив в этом году Новосибирск, мы получили заявки оттуда.
- Вы так постепенно всю страну включите. Или нет таких планов?
- Нет таких планов, потому что мы сфокусированы на Сибири. И уж точно не планируем захватывать Москву и Санкт-Петербург. Нам кажется это несправедливым. Объем производства в этих городах – наверное, большее 95% всего кино, производимого в России. И нам как раз важно оградить другие регионы от давления лидеров, пусть и объективного, но все-таки давления двух столиц. Чтобы авторы здесь тоже могли опереться на поддержку родного зрителя, увидеть свое кино на большом экране, получить обратную связь от экспертов и за счет этого рычага расти.