Шаманы Прибайкалья обсудили в Иркутске ряд важных вопросов
Длинное яркое облачение, бубен, магические амулеты, ритуальные танцы — такие ассоциации возникают при слове «шаман» у многих обывателей. 27 ноября в Доме дружбы можно было наблюдать шаманов в несвойственной им светской одежде. Весь цвет шаманских общин Прибайкалья переоделся в строгие костюмы — старейшины съехались на конференцию, чтобы обсудить волнующие сторонников шаманизма вопросы. Самым интригующим обсуждением обещала стать проблема передачи жителям Большого Голоустного мумии девочки, называемой в средствах массовой информации Байкальской Принцессой. Именно этот вопрос собрал в зале представителей всех крупных СМИ Иркутска. Предстояло решить целый ряд не менее важных задач. Заседание растянулось на четыре часа, в течение которых организаторы дали высказаться всем присутствовавшим на конференции.
Заграница нам поможет
На конференции можно было увидеть всех известных шаманов Прибайкалья. Так, на почетном месте сидел самый сильный, по мнению многих, шаман Терентий Шабаев, известный в народе как дядя Маха, а недалеко от него расположился самый популярный шаман с Ольхона Валентин Хагдаев. Собравшихся объединило желание решить наиболее острые вопросы. В частности, шаманов беспокоит проблема сохранности святых мест на территории Усть-Ордынского округа. Эта тема является наболевшей не только в шаманской общине — многих возмутило разрушение писаниц на горе Манхай. Понятно, что это не первый и не последний случай варварского обращения с местами, которые наши предки охраняли веками. В ходе мероприятия был найден выход из сложившейся ситуации.
— Святыни бурятского народа не защищены законом, — говорит Александр Хантуев, представитель шаманской организации «Сахилгаан». — Сохранить священные места поможет карта. Раньше в ней не было особой необходимости — наши предки соблюдали обычаи без всяческих напоминаний. Даже пришлые люди не оскверняли особые места. Сейчас многие нацелены только на прибыль, именно поэтому вырубаются священные рощи, для строительных нужд вывозится горная порода с писаницами. Мы уже подошли к крайней черте — дальше тянуть некуда. Делегация из Баяндая поделилась опытом решения подобных вопросов: в районе священные для народа земли переданы в муниципальную собственность, любая хозяйственная деятельность на них запрещена, таким образом администрация пытается защитить святыни от исчезновения.
— В 2010 году Центр сохранения и развития бурятского этноса планирует благоустроить пять святых мест: три горы — Байтог, Манхай и Капсал, а также два озера — Нухэ-Нуур и Ордынское. Положение об особо охраняемых зонах было передано мэру Эхирит-Булагатского района Игорю Усову. По итогам работы будет издан буклет для туристов, в котором кроме карты мест будут изложены правила поведения в святых местностях, — говорит директор центра Александр Амагзаев. — В дальнейшем будет оборудовано двадцать мест.
Проблема посещения туристами святых для последователей шаманизма мест была также затронута в ходе конференции. Особенно досталось Валентину Хагдаеву. Ведь Ольхон давно стал туристической Меккой области, а значит, его священные зоны находятся в большей опасности.
— Я ничего не могу сделать, чтобы оградить святые места от туристов, да Ольхон по сути весь — священная зона, — защищался от нападок Валентин Хагдаев.
Шаманы решили рассчитывать не только на свои силы и искать помощи у своих заграничных единомышленников. По словам Александра Хантуева, в разработке карты готовы помочь в США. Нужно только составить научное основание, создать комиссию и обозначить святые места. Кстати, в этом вызвалась помочь дизайнер Анжелика Алсаткина. Эскизы для оформления будут готовы уже к следующему году.
Мумия возвращается
Вопросом, привлекшим всеобщее внимание, стало обсуждение передачи святыни бурятского народа — мумии девочки, которую принято называть Байкальской Принцессой. Шаманы сообщили, что жители Большого Голоустного (именно там была найдена мумия) хотят, чтобы тело вернулось на место. Напомним, что сейчас мумия находится в запасниках музея «Тальцы».
Что делать, если мумия вернется на свое место, было решено прямо в зале. Дело в том, что захоронение девочки ученые относят к эпохе курумкан. Некоторые полагают, что в те времена бурят на территории современной Иркутской области не было, другие исследователи уверены, что племена бурят уже проживали в этой местности. На первый взгляд, решение этой головоломки не так важно в деле возврата бурятскому народу мумии. Однако, если верить, что буряты во время проживания девочки на территории современного Большого Голоустного не жили, то возникает вопрос: по обычаям какого народа ее хоронить? Шаманы решили, что лучше, если мумия не будет кремирована, а со всеми почестями будет возвращена в пещеру, в которой ее нашли. По мнению шаманов, пещера находится в труднодоступном месте и любопытным будет непросто добраться до захоронения.
С данным вопросом сотрудники ОГУ «Центр развития и сохранения бурятского этноса» уже обращались в администрацию Иркутской области. По словам Александра Амагзаева, первая реакция по данному вопросу у представителей власти была положительной. Так, за возвращение святыни высказалась директор департамента культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева.
Шаманы выразили опасения, что в случае отказа передачи мумии область ждут крупные неприятности, посланные потусторонними силами. Старейшины выразили надежду, что в решении этого вопроса им помогут ученые, которые могли бы дать обоснования для захоронения.
Неправильные шаманы
Под занавес на конференции выбирали председателя совета старейшин. Выборы прошли спокойно — все присутствовавшие единогласно проголосовали за Виктора Мотошкина. Но окончание встречи все-таки вызвало бурные споры — вопрос о так называемых шаманах-мошенниках заставил высказаться многих участников мероприятия.
В последнее время участились случаи мошенничества. Люди, представляющиеся шаманами из улан-удэнской организации «Тэнгэри», ездят по деревням Усть-Ордынского округа и предлагают свои услуги. За проведение обряда они требуют заплатить до миллиона рублей! Немыслимая сумма для обычного человека. Псевдошаманы выманивают деньги у отчаявшихся людей, которые в надежде на чудо готовы продать последнее имущество. Естественно, чуда не происходит, а обманутые заказчики обрядов настраиваются против настоящих шаманов, которые, кстати, не берут деньги за свою работу.
— У шаманизма не должно быть коммерческого лица, — говорит Галина Балюева, ответственный секретарь общины «Сахилгаан». — Меня возмущает, как извращаются понятия, связанные с шаманизмом. Например, в обиход вошло выражение «короновать шамана», но, извините, коронуют воров, а шаманы получают силу у своих предков. Псевдошаманы, обкрадывающие население, должны быть наказаны.
На конференции был замечен представитель общины «Тэнгэри» из Улан-Удэ. Он заверил, что данная община не имеет никакого отношения к мошенникам, и предостерег население округа от пользования услугами ненастоящих шаманов.
Участники конференции воспользовались случаем и просили совета у шаманов и старейшин. Анжелика Алсаткина, например, поинтересовалась, имеет ли она право делать и продавать онгоны — бурятские обереги.
— Лучше, если онгоны будешь делать ты, а не кустарные мастера, — сказал дядя Маха. — Искусство не должно быть поставлено на поток. Но для соблюдения всех правил нужно будет провести специальный обряд и попросить помощи и разрешения у духов наших предков.
Конференции шаманов Прибайкалья станут постоянными, следующую Центр развития и сохранения бурятского этноса планирует провести в апреле 2010 года.
Татьяна Швыдченко
На фото: Старейшины Усть-Ордынского округа смогли решить на конференции наболевшие вопросы