Рис учения Будды среди читинских сосен

В ночь на 28 ноября в Читинский дацан была привезена позолоченная статуя Будды Шакьямуни, чугунные фигуры львов и восьмисоткилограммовая жертвенная курительница – буйпур.

Двухметровая и двухсоткилограммовая статуя Будды имеет большое значение для верующих. В ближайшее время, в день, указанный астрологами, она будет водружена на кедровый трон. До этого в неё поместят шум – священные реликвии, «оживляющие» статую. Сейчас, пока Будда не помещён в алтарную часть храма, верующие имеют возможность прикоснуться к нему.

Жертвенный сосуд уже установлен перед входом в дуган, львы чуть позже встанут перед воротами для защиты от злых духов.

Подробнее о статуе и, в целом, о Читинском дацане, рассказал настоятель Баир Цымпилов.

«Статуя Шакьямуни пребывает в традиционном положении – сидя в позе лотоса, с чашей для подаяния в левой руке, кончиками правой касаясь земли. По преданиям, на одном из этапов своей жизни нищенствующий Будда усомнился в правильности выбранного пути. Чтобы убедиться в этом, он прикоснулся к земле, после чего случилось землетрясение, подул ветер, пошёл дождь – таким образом, силы природы продемонстрировали его правоту», - рассказал Баир-лама.

В буддизме, по его словам, не принято поклоняться материальным объектам - статуе или иконам-танка. Обожествления предметов нет. Просто во время молитв-хуралов молодым монахам и, тем более, простым прихожанам нужен материальный объект, на котором можно фокусировать свое внимание. Таким образом, статуи и иконы становятся посредником между прихожанами и высшими силами.

Тем не менее, у религиозных предметов в буддизме есть свойство, аналогичное христианской «намоленности». Например, в Агинском округе есть старый восстановленный дуган. При этом его восстановление обошлось в стоимость строительства 10 новых храмов. Ламы объясняют это тем, что он наполнен хорошей энергией, и прихожанам будет комфортно в нём.

Вообще, по словам ламы Баир-ламы, к архитектуре, расположению и украшениям буддийских святилищ выдвигается множество требований. Все они соблюдены в Читинском дацане. Алтарная часть, в которой находится трон статуи Будды, расположена в северной части храма. Юг в буддизме символизирует просветление, а север – нирвану. Не случайно, что центральный вход в дацан размещен на юге, символизирующем просветление. Северная же сторона, напротив, выбрана для установки алтаря, поскольку помимо нирваны традиционно символизирует еще и Шамбалу, откуда ожидается «возвращение» Учения следующим после Шакьямуни Буддой – Майдари.

Расположение дацана построено по принципу мандалы – квадрата, в центре которого расположен стержень - дуган. Каждая сторона и расположенные на ней символы имеют свой смысл.

Дацан двухэтажный, на первом этаже – зал для молитв, а на втором – помещение для духа, хранящего храм. Вообще, буддизм – это мирная религия, но для защиты от злых сил храма предусмотрено множество элементов – драконы на крыше, изображения богов, привезённые недавно львы перед входом.

Хотя в дацане и учтены все требования, приходилось довольствоваться территорией, выделенной властями. Изначально читинские буддисты хотели, чтобы храм был построен на территории парка ОДОРА, где до 1914 года располагалась музейная модель дугана, или на пустующей площадке напротив нархоза.

Но, наверное, лучше, что храм появился именно здесь – близко к центру и в то же время далеко от шума и суеты. Дид Хамбо ламой Цыреном Дондукбаевым дацану дано название «Дамба Брайбулинг», что в переводе с тибетского означает «Рис учения Будды» и трактуется как «Плоды благородных (деяний)».

Второй в России после Питера

Баир-лама утверждает, что дацан уникален тем, что построен в преимущественно русском городе. Традиционно храмы строят в местах компактного проживания буддистов – как пример Агинское, Бурятия и Калмыкия. Чита – второй русский город с дацаном, первый - Санкт-Петербург.

Ещё он уникален тем, что в его архитектуре объединены три стиля – классический тибетский, бурятский и русский. Орнамент, похожий на завитушки хохломы, нанесён на номо – брусках, соединяющих столб и потолок храма.

Также читинский храм отличается наличием всех коммуникаций. К нему подведено тепло, электричество и вода.

«После открытия храма будет начата вторая очередь строительства, включающая в себя ресторан тибетской кухни и музей, при котором планируется открыть школу бурятского языка. Таким образом, дацан станет центром бурятской культуры в Чите, не только религиозным, но и культурным», – сказал настоятель.

Строительство такого центра имеет несколько причин. Первая – это туристы, которых может привлечь буддийский дацан, являющийся в отличие от, например, православных храмов, экзотикой.

Во-вторых, центр станет полезным и для читинских бурят, среди которых наблюдается незнание собственного языка, традиций и культуры. Такой комплекс поможет им сохранять свои национальные особенности.

Ещё одна причина – важный в бурятской культуре фестиваль «Алтаргана». В прошлом году он проходил в Иркутске,

следующий будет в Улан-Баторе. Возможно, что в 2012 году «Алтаргану» проведут в Чите. Поэтому просто необходимо иметь комплекс для проведения мероприятий, связанных с фестивалем.

Несмотря на ценность храма и его важность для города, строится он очень долго. В мае 2001 года на выделенном администрацией куске земли прошёл молебен по освящению места для дацана. Однако по сей день назвать точную дату открытия не может сказать никто.

Баир-лама отмечает, что дацаны строятся очень долго - такая у них особенность.

«Читинский дацан строится десятилетие, и это нормально. Потому, что мы считаем, что торопиться не стоит. Нет понимания, что после открытия дацана его строительство закончится. Процесс никогда нельзя закончить. Даже после открытия будет строиться вторая очередь, потом она будет обустраиваться, и так далее».

Вторая причина долгостроя – недостаток средств. Возведение ведётся преимущественно на пожертвования верующих и при поддержке частных компаний. Вопрос о покупке скульптур помогла решить золотопромышленная компания «Урюмкан» под руководством Сергея Бербидаева. Без её участия было бы очень трудно.

Вообще верующие сделали много – жертвовали деньги, принимали участие в субботниках и просто молились.

Всего на территории Забайкалья построено семь дацанов – в Чите, в Угдане и пять в Агинском округе. Лам в крае готовят только в одном монастыре – в Агинском. Там работает буддийская академия с тремя факультетами – философии, медицины и живописи. Например, на философском факультете изучают тибетский и старомонгольский языки, буддийскую логику и буддийскую философию.

Ламы-лекари получают также и среднее медицинское образование и поэтому могут оказывать квалифицированную помощь, наряду с использованием астрологии и тибетских трав. В Чите тоже работает такой лама. Уже не раз отмечалось, что дацан завершит пояс учреждений здравоохранения, идущий по улице Коханского.

Егор Захаров





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ