В Иркутске и Улан-Удэ киностудия «БурятКино» проводит съемки полнометражного художественного фильма с рабочим названием «Эрхуудэй» («Отхончик»). Режиссер фильма – известный в Бурятии и за ее пределами Баир Дышенов. В 2009 году его короткометражный фильм «Улыбка Будды» получил «Хрустального медведя» на Берлинском кинофестивале, а в 2011 году следующая короткометражка «Наказ матери» вошла в программу Каннского кинофестиваля.
– Как и когда пришла идея снимать такой фильм?
– Дело в том, что у нас на 2013 год перенеслись планы съемок фильма «Шарнохой», сценарий которого получил поддержку европейской продюсерской компании. Система киноподготовки в Европе немного затянута, поэтому в работе нашей студии возникло свободное время. И этим летом мы собрались со своими иркутскими друзьями, с кем снимали «Улыбку Будды» и «Наказ матери», и в ходе обсуждения наших планов решили готовить этот новый фильм. Сначала возникла идея, которую мы оценили с точки зрения финансирования, кадровых и технических возможностей, затем я по общей идее написал сценарий.
Съемки мы начали 16 октября в Иркутске и уже отсняли всю натуру. Недавно перебрались в Бурятию, где также занимаемся натурными съемками. Затем перейдем в павильон – в Иркутске и в Улан-Удэ. График съемок очень плотный, работа напряженная, иногда снимаем вплоть до 5 часов утра. Сейчас отснято примерно 25% объема фильма, который планируется полнометражным, больше полутора часов. В декабре мы планируем начать монтаж, уже приобретены билеты для прилета монтажера из Москвы Сергея Кривосудова. В марте, в Сагаалган, планируем выйти в прокат на широкий экран в Улан-Удэ и Иркутске.
– Кто еще входит в съемочную группу и какие артисты снимаются в кино?
– Мы привлекли профессиональных актеров – наши мэтры Марта Зориктуева и Михаил Елбонов, Содном Хажитов. Также в фильме снимаются Биликто Дамбаев, Болот Динганорбоев, молодежь из питерской студии Булат Самбилов, Чимит Дондоков – все из театра бурятской драмы, а также Жаргал Лодоев – артист театра «Ульгэр», обладатель «Золотой маски». Главную женскую роль Дулмы исполняет не профессиональная, но способная молодая актриса Анастасия Бужинаева, в главной мужской роли – студент ВСГАКИ Максим Непомнящих.
Оператор-постановщик Вячеслав Столяров, художник-постановщик Ольга Жукова, художник по свету Глеб Степанов, звукорежиссер Игорь Губарев – все иркутяне из студии «Феникс». Наши специалисты из студии «БурятКино» – технический директор Егор Бельских, второй режиссер Елена Худякова. И директора – Ирина Геранина (Бурятия), Екатерина Трояновская (Иркутск).
– А на какие средства ведутся съемки полнометражного фильма, это же недешевое удовольствие?
– Бюджет кинопроекта у нас выходит за 7 миллионов рублей. Затраты мы делим совместно – студия «БурятКино» и студия «Феникс». Снимаем на собственные средства, иркутянам оказали поддержку ВСЖД, ночной клуб «Берлога» и Иркутский дом кино, за что мы, конечно, им очень благодарны.
– Уже свыше 300 лет в Бурятии и в Иркутской области существуют межнациональные браки, а тема эта все равно вызывает живой интерес. Почему?
– Для нас это просто структура сюжета. Девушка из Бурятии, юноша из Иркутска. И дело в том, что мы не снимаем фильм о межнациональных отношениях, не поднимаем такой проблемы – мы снимаем фильм о любви! А столкновение культур, которое неизбежно возникает, это просто обстоятельства, которые им приходится преодолевать. Из этого возникает много смешных ситуаций.
В фильме много любви, любви страстной, самозабвенной. У нас получилась очень красивая и интересная пара. На съемочной площадке все время появляются какие-то новые повороты. Очень хочется, чтобы, посмотрев этот фильм, все молодые люди желали такой всепоглощающей и всепобеждающей любви. А взрослые вспомнили бы о своей юности.
Приведу еще один пример – «Ромео и Джульетта», помните: враждующие семьи, приметы средневековой Вероны. Но эта история не об этом, это история любви, все остальное – обстоятельства. В пьесе Шекспира все пронизано любовью, ее свет озаряет все вокруг. Это классическая структура, и она у нас получается.
– В Улан-Удэ сейчас снимается примерно около десяти фильмов, в чем причины этого феноменального кинобума в Бурятии?
– Не знаю, как в других регионах, но в Иркутске такого точно нет. Кстати, много снимают в Якутии, где существует мощная государственная поддержка кинопроизводства. Факторов массового производства кино в республике, на мой взгляд, несколько. Система съемок очень сильно упростилась. Новая цифровая техника удешевила процесс на порядок, цифровые кинопроекторы обеспечивают быстрый доступ снятого кино зрителям. Многие снимают на обычный фотоаппарат, получая неплохую картинку. Кстати, мы – единственная студия в регионе, которая оснащена самой качественной профессиональной техникой на всех стадиях кинопроизводства.
Главной же причиной этого кинобума, скорей всего, является то, что мы живем в национальной республике, где формируется какая-то особая локальная культура, выделяющаяся на фоне общего однородного федерального культурного пространства. И этот бум на руку нашей студии, а также позитивен в целом для развития в республике новой отрасли производства. Кроме туризма, мы можем развивать и кинопроизводство. Для этого у нас есть практически все – актерская школа, довольно высокий уровень культуры и образования, желание снимать, техника, растущий уровень потребления населения.
Существует также некий эффект новизны, благодарные зрители «на ура» принимают что-то свое, родное на большом экране. Большинство фильмов снимается бывшими и действующими участниками КВН-движения, и это хорошо. В перспективе же этого кинобума прорисовывается необходимость выхода на новый уровень, перехода к настоящему кино. И потребность в этом существует. Из этих десяти команд, снимающих кино, выживут те, кто сможет перейти на новый уровень.
– А как вы оцениваете перспективы студии «БурятКино»?
– Как оптимистичные. Я очень плотно занимаюсь кино с 2006 года. Наша киностудия организована по всем канонам профессионального кино, включая все процессы производства. И на мировые кинофестивали я ездил не только для того, чтобы представить свои короткометражные фильмы, а также чтобы ознакомиться с реалиями мирового кинопроизводства. И когда я понял, что мы не уступаем другим кинопроизводителям и в состоянии производить один фильм в год, то создал новую киностудию «БурятКино». С нашим коллективом мы шли к этому шесть лет и проделали очень большую и емкую работу. Сейчас мы выходим на постоянное производство и, думаю, наш поезд пойдет без остановок.
И, кстати, 7-8 ноября мы совместно с People´s Park («Пиплз-парк») начинаем прокат фильмов «Улыбка Будды» и «Наказ матери». Все сборы пойдут Иволгинскому дацану, так как права на эти фильмы я передал дацану.
– Спасибо за интервью.
Подготовил Тимур Дугаржапов, «Новая Бурятия»