Ленский мост в Якутии: мегапроект на кредитах и надежде

Строительство Ленского моста в Якутии ещё не успело толком разогнаться, а уже стало заложником вечного вопроса «где взять деньги». На этой неделе в Якутске депутаты Ил Тумэна собирались на заседание, чтобы обсудить, почему проект, который десятилетиями рисовали на бумаге и обещали «вот-вот начать», уже в первый год строительства наткнулся на нехватку финансирования.

Впрочем, удивляться особо нечему. Ленский мост почти мифологический объект, символ «вечного завтра» для Якутии. Его планировали ещё в 80‑е годы при СССР, затем обещали при Ельцине, потом снова в нулевых и десятых при Путине. Каждый раз находились свои препятствия — то денег нет, то технологии не подходят, то инвестора не удаётся привлечь. Для сравнения — Крымский мост возвели за три года, а здесь разговоры ведутся уже несколько десятилетий.

Теперь же стройка вроде как пошла, на берег вышли 150 человек и более 50 единиц техники. Официальный старт был дан осенью прошлого года — первую сваю залили 17 октября 2024-го. С тех пор успели проделать немало подготовительных и «черновых» работ.

На левом берегу уже забетонированы 71 свая под три опоры, на правом берегу уложено около 30 000 кубометров песка для насыпи подхода. Завезено более 4,5 тысячи тонн металлоконструкций для опор и вспомогательных сооружений, собраны два бетонных завода в зимнем исполнении, готовятся коффердамы для работы в русле.

Однако выяснилось, что смета живёт собственной жизнью. Изначально говорили про 130 миллиардов рублей. Сегодня официальная цифра — 174,8 миллиарда. И все понимают, что на этом рост не остановится.


Схема финансирования выглядит как запутанный кроссворд. Москва обещала 65 миллиардов, Якутия — 27,3 миллиарда, остальное — 82,5 миллиарда — должен привлечь частный инвестор. Им выступает группа «ВИС», у которой вероятно нет собственных средств под проект и поэтому компания рассчитывает на кредиты.

Сейчас «ВИС» ждёт 5 миллиардов рублей от Сбербанке — это всего около 6 % от требуемой суммы. Когда кредит будет выдан и под какие условия, пока неизвестно, так что выполнение частной части проекта полностью зависит от внешнего финансирования.

Республика тоже, мягко говоря, не блещет ликвидностью. В этом году Якутия должна выложить на мост 9,6 миллиарда, но в реальном бюджете на это есть только половина суммы. Ещё 4,7 миллиарда власти надеются занять в виде инфраструктурного кредита у федерального казначейства.

Федеральный центр проявил себя «щедро» — целых 1,3 миллиарда рублей уже выделены. На фоне обещанных 65 миллиардов это лишь около 2 % от федеральной доли. Остальное пока на бумаге, а задержки выплат череваты сдвигами графика стройки и вынуждают республику искать кредиты и создают риски для инвестора.

Депутаты Ил Тумэна тем временем начинают нервничать. Председатель постоянного комитета парламента Павел Петров предложил звать на следующие заседания чиновников из правительства республики, чтобы, как он выразился, «более детально рассмотреть вопросы финансирования».

Ирония ситуации в том, что сам по себе мост нужен абсолютно всем. Сегодня добраться с одного берега Лены на другой можно только по воздуху или воде. Летом — паромы и баржи, зимой — ледовая переправа. Весной и осенью, когда лёд ломается или ещё не встал, Якутск фактически оказывается отрезанным от «большой земли». Мост должен решить эту проблему раз и навсегда.

Если верить планам, Ленский мост будет шестикилометровым гигантом с четырьмя полосами движения. Через него пойдут грузы, ускорится доставка товаров в Якутию, снизятся цены на продукты и стройматериалы. Для федерального бюджета это тоже не пустяк — регион богат полезными ископаемыми, но развитие добычи тормозится дорогой логистикой.

Проблема в том, что каждый новый месяц задержек — это рост сметы, который в итоге оплачивать придётся всё тем же республиканским и федеральным бюджетам. И нет уверенности, что частный инвестор выдержит нагрузку. В лучшем случае схема сработает по принципу: сначала кредитует бизнес, а потом республика десятилетиями возвращает ему деньги из бюджета. В худшем — стройка встанет посередине.

Для Якутии это не просто инфраструктурный объект, а жизненно необходимая артерия. Мост обещает ускорить экономику региона и снизить цены на товары, но опыт реализации подобных проектов показывает, насколько сложной и непредсказуемой может быть стройка в условиях сурового климата и ограниченного финансирования. Река диктует свои законы, и Ленский мост давно стал символом того, как далеко обещания могут отрываться от реальности.

И всё же проект двигается. Пусть медленно, пусть с нехваткой денег, но сваи в реке стоят, подрядчик работает, и у федеральных чиновников нет возможности отмахнуться от стройки как от «нереалистичной мечты». Вопрос только в том, насколько долго Якутия и «ВИС» смогут балансировать между кредитами и бюджетными латками.

Источник: «Сибирский экономист»фото: Правительство Якутии




Сувениры
Книгамарт
РСХБ
ТГ
нацпроекты