Гордясь своим городом и называя его столицей, мало кто сегодня знает, что более 200 лет назад Иркутск был настоящим центром ювелирного искусства за Уралом. Недаром именами серебряных дел мастеров называли улицы города, а их изделия были известны далеко за пределами губернии. Восполнила пробел в славной истории Иркутска заведующая кафедрой геммологии НИ Иркутского государственного технического университета Раиса Лобацкая, которая написала книгу «Кольцо Прометея» о ювелирном деле в столице Восточной Сибири. Книга издана совместно с фотохудожником Александром Князевым. Ее презентация состоялась 29 сентября в Музее истории города Иркутска.
Красочный альбом с множеством красивых фотографий начинается с экскурса в историю ювелирного дела. Проводившиеся несколько лет назад археологические раскопки на территории Спасского некрополя, где было найдено более 240 крестов и украшений, доказали, что первые ювелиры пришли в Иркутск из Соль-Вычегодска и Великого Устюга. Постепенно ювелирное дело в столице Восточной Сибири развивалось. Мастера делали оклады для икон и книг, кресты, церковную утварь и украшения.
– Еще несколько столетий назад именами иркутских ювелиров назывались улицы города, например улица Некрасова носила имя Харинских, была улица Фереферовых, – рассказала на презентации Раиса Лобацкая. – Иркутск был настоящей столицей серебряного дела. У нас работали 25 кланов серебряников. Среди них Серебряниковы, Туголуковы, Падерины, Клестовы, Чертковы, Кузнецовы. Для сравнения, в 1885 году в книге переписи населения записано 20 иконописцев, 11 меднолитейщиков и 4 резчика по дереву. За Уралом было всего несколько городов, где ювелирное дело было на подъеме: Тобольск, Томск, Красноярск и Иркутск. Однако во второй половине XVIII века наш город занял лидирующее положение, ведь ювелирное искусство – это такой феномен культуры, который никогда не развивается в провинции. Для его процветания нужно, чтобы мастера владели технологиями, тонко понимали искусство и чтобы было общество, способное его воспринимать и приобретать эти произведения.
Все эти условия на тот момент времени сошлись в Иркутске, который оставался центром ювелирного искусства за Уралом еще в течение столетия. Но во второй половине XIX века сложилась общая для всего мира ситуация – серебряное дело стало вытеснять промышленное производство. Иконы начали печатать, оклады и кресты – штамповать, а ювелирные изделия богатые люди считали своим долгом покупать в столице. На смену ювелирному искусству в Иркутск пришло фарфоровое дело, которое организовала семья Переваловых. Но примерно через 100 лет забвения, в середине XX века, ювелирное и камнерезное дело в столице Приангарья возродилось.
– За это время ювелирное искусство во всем мире пошло по двум направлениям, появился индустриальный и концептуальный дизайн, – отметила Раиса Лобацкая. – Первый предполагает использование очень дорогих материалов и точную ювелирную работу, над украшением трудится несколько авторов, и мы знаем эти изделия по известным фирмам, таким как «Картье», «Булгари», «Тиффани». Другое направление – концептуальный дизайн – пошло от нескольких дизайнеров, в частности знаменитая Коко Шанель считала, что ювелирные украшения должны быть доступны всем, и делала недорогие, но интересные по дизайну драгоценности, которые назывались «бижу». Потом бижутерию стали выпускать промышленным методом, а идея концептуального дизайна перешла к художникам-ювелирам.
В книге можно увидеть работы иркутских ювелиров, занимающихся концептуальным дизайном. Среди них оригинальные украшения Александра Родивилова, новаторские работы Павла Овсянникова и его ученицы Ксении Ятиной, ювелира и живописца Елены Гончаровой, художника и философа Адольфа Мухамедшина, заслуженных художников РФ Аркадия и Натальи Лодяновых, которые стояли у истоков возрождения ювелирного и камнерезного искусства Иркутска, и произведения второй в Иркутске школы камнерезного искусства – мастерской Натальи Бакут. Кроме того издание знакомит с ювелирным образованием Иркутска – в 1995 году на базе ИрГТУ была основана кафедра геммологии и факультет ювелирной обработки материалов.
Альбом издан тиражом 1500 экземпляров и отпечатан в типографии Китайского геологического университета. В ближайшее время его можно будет купить в книжных магазинах города.
Автор: Елена Орлова.
"Байкал24"
Опубликовано в