"Палочный метод". Интервью со спортивным психологом Натальей Ивановой

«Когда человек «пашет», ему больно, и в этот момент его унижают, то психикой это воспринимается как насилие. 
И когда это длится изо дня в день, то наступает явление, которое в психологии называется «посттравматическая стрессовая реакция»Подобные вещи наблюдались у людей, которые вышли из концлагеря». Спортивный психолог, серебряный призер Олимпиады-2000 в Сиднее Наталья Иванова – о психологическом насилии в спорте. 

Ника ПЕСЧИНСКАЯ 

Наталья Иванова стала первым в истории России призером Олимпийских Игр в тхэквондо. После ее медали двенадцать лет россияне не поднимались на пьедестал. Только в Лондоне-2012 году Анастасия Барышникова стала третьей. В Рио-де-Жанейро-2016 Алексей Денисенко повторил достижение Натальи, завоевав серебро. И вот сейчас в Токио-2020 Россия просто триумфально выступила на Олимпиаде – все члены сборной страны получили медали.

К слову, тренер Натальи Алексей Палкин немало сделал для развития тхэквондо в России. Он 2009 году он возглавил сборную страны и коренным образом поменял систему, добавив общефизическую подготовку высочайшего уровня. Слаженная работа тренера и руководства Российского союза тхэквондо в то время заложила основы того триумфа, который мы увидели сейчас. Об этом можно делать отдельный материал – как российские тхэквондисты из «пассажиров» международных турниров превратились в фаворитов.

Так что тренерские достижения Алексея Константиновича ставить под сомнения не приходится. Его ученики братья Кузнецовы, Роман и Олег, многократные чемпионы России, призеры чемпионатов Европы, мира. Но, несмотря на свою «грозную» фамилию, Алексей Палкин никогда не был тренером-деспотом. Собственные методики, которые не раз давали плоды на самом высоком уровне, умственная работа, – вот его «конек». Возможно ли с таким подходом воспитать чемпиона?

Наталья Иванова, которая сейчас работает спортивным психологом, считает: можно. Наталья – семикратная чемпионка России, трехкратная чемпионка Европы, обладательница полного комплекта наград Кубка мира, серебряный призер Олимпиады-2000 в Сиднее, победительница Игр Доброй воли, а также чемпионата мира среди вооруженных сил.

- Словом, урожай самых разных наград собрала, - смеется Наталья.

Она спокойная, уверенная в себе, красивая женщина. Очень стильная, образованная. Любит посмеяться! Много времени проводит с дочкой Аришей, успевает путешествовать. Преподает йогу, ведет свои страницы в соцсетях.

Недавно Наталья выложила на своей странице видео – фрагмент из фильма «За пределом», посвященного олимпийской чемпионке-2016 по художественной гимнастке Маргарите Мамун. В этом фрагменте Ирина Винер, прославленный тренер, в непечатных выражениях распекает гимнастку Маргариту Мамун. Сам фильм повергает в шок даже подготовленного человека, который много лет в спорте. Девушка не имеет права даже возразить. Она молча слушает нецензурные оскорбления, опустив голову, в то время как две взрослые женщины по очереди унижают ее как личность. 

- Честно скажу, меня это видео не просто глубоко задело, - написала Наталья на своей странице, - оно меня триггернуло, как говорят психологи. Я почувствовала раздражение, злость, головную боль и какую-то слабость в мышцах. Скорей всего, подобные чувства испытывает и гимнастка. Я хочу, чтобы как можно больше тренеров и родителей увидели это видео и посмотрели на себя со стороны. При всех заслугах таких тренеров, я не могу относиться к насилию равнодушно и поддерживать такие методы «мотивации».

В комментариях мнения разделились.

«Она что, её рабыня? Как она может такое позволять себе по отношению к девочке».

«Тренерша правильно говорит. У неё за плечами большой опыт общения с молодыми спортсменами. Нормальное общение для большого спорта. Автор поста, наверное, ничем никогда серьёзно не занималась, вот и удивляется. Увы и ах».

«Очень правильно все написали. Что там, после Олимпийской медали? Вот будет новая победительница, старых все забудут, а они такие молодые, и им, с их травмами и поломанной психикой ещё целую жизнь прожить. И спорт-то нужен, чтобы человека делать здоровым, а не превращать в инвалида физического и морального».

«В свое время достаточно долго занималась конькобежным спортом. Не будем называть имени тренера, но регулярно слышала в свой адрес от «наставника» выражения типа «чмо», «бревно», «бежали два говна», когда что-то не получалось, что толстая, хотя сейчас понимаю, что таковой не была. Добегала до МС и бросила, с тренером отношений не поддерживаю. Спасибо могу только сказать за закалку характера и друзей, которые остались со спортивных времён и на все жизнь, я надеюсь. Комплексы преследовали меня долго после окончания спортивной жизни».

«Я много слышала, что методы в гимнастике такие. И они дают результаты».

«Грань между строгостью, требовательностью и унижением очень тонкая. И профессиональный тренер должен ее чувствовать и ни в коем случае не переходить».

«Если бы не было таких слов, не было бы и результатов со времен СССР, наша команда всегда лучшая везде».

«У Винер все девочки счастливы в браке, и этому много примеров, это такой метод, и это знают все девочки и воспринимают это правильно, зато при всем этом она ни одну девочку не оставила не устроенной или больной, она всех их отправляет в лучшие клиники мира, и все у неё как у Христа за пазухой! Если бы это было унижение или неправильный метод воспитания – у неё не было бы столько чемпионок мира, Европы и Олимпийских чемпионок! Винер красотка».

«Не думаю, что после такого показательного унижения девочке захочется добиваться большего. Обычно наоборот, поддержка, слова теплые дают больше силы и уверенности в себе».

«Девочку, конечно жаль. Но спорт высоких достижений -  безжалостная мясорубка. И тем более в вопросе советской школы. Непонятно только, зачем снимать это на видео и давать этому ход. В том числе и вы используете это видео в соображении с личными интересами, помогая тиражировать факт унижения девочки. Это соответствует этики психолога?»

А теперь вернемся в те времена, когда Наталья еще сама была в сборной России.

- В течение десяти лет я работала со спортивным психологом Геннадием Апрелковым. Он занимался с людьми высокого ранга – в политике, в спорте. Нас было несколько – тех, с кем он занимался – те, кто выступал на высоком уровне, чемпионатов мира, Европы. И мне повезло, потому что 90-е годы – период, когда не хватало финансирования, психологов в командах не было. Но у меня в Иркутске был свой психолог. И я считаю, что мои результаты были благодаря комплексной подготовке – не только физической, но и ментальной. Мое достижение среди женщин держалось 21 год. Это значит, что мы опередили время очень сильно.

- Есть такая невеселая фраза: что большой спорт калечит. А такие методы калечат именно душу. И нередко после завершения карьеры люди не могут себя найти. Сильные, трудолюбивые, образованные люди – теряются. Не в этом ли проблема?

- Да, когда говорят, что спорт губит, то имеют в виду в основном здоровье. Но ведь и психика очень страдает при неправильном подходе. И сегодня огромное количество тренеров использует негуманные методы. Любой профессиональный спорт предполагает огромный объем физической нагрузки, которые спортсмен должен даже любить! Чтобы прийти к результату. Но как его будут мотивировать, с каким вдохновением он будет ее делать – все это зависит от тренера. Есть такая фраза: «Если тренер не психолог, в спорте век его недолог».

- Опять же про нагрузки – после травм физическому восстановлению уделяется много внимания. Но многие ли задумываются о психологической реабилитации? Об этом говорить как-то не принято. Почему ты взялась за эту работу – спортивного психолога?


- Лично для меня таким триггером – это факт, который поднимает сильное душевное волнение, - стали случаи, которые я не раз наблюдала: психологическое насилие. Да, мы это как-то обходим. Говорим – тренер ругался. Но когда ругается матом, бьет палкой или швыряет ребенка – это уже не просто так. Ребенок страдает, у него закладываются какие-то выводы.

- При этом сопереживать и поддерживать как-то не принято. Часто говорят: только сильные личности пробьются, ты обязан выдержать.

- Да, только сейчас как-то поднялась волна в связи с этим фрагментом видео, который широко разошелся в сети. Что, оказывается, в спорте бывает и так! Но для меня было неожиданностью то, что мнения в комментариях разделились примерно поровну: на тех, кто возмущен этими методами и кто их поддерживает. В числе вторых – много родителей спортсменов, которые говорят: «А как вы хотели? В спорте так! Она должна выдержать, тогда станет чемпионкой». Такие родители еще и «помогают» унижению, соглашаясь на такие методы. Когда их ребенок годами ходит к тренеру-тирану, а ему еще и дома «добавляют» той же «палкой»: оскорблениями, побоями, унижением и сравниванием.

- Дрессировать, действовать силой – это ведь довольно простой и эффективный способ получить результат. Но есть в истории спорта примеры гармоничного развития личности. Можешь их назвать?

- Ближайший пример – это мой путь в спорте, который я прошла от детского спорта до олимпийского пьедестала. Сначала я занималась легкой атлетикой, дошла до кандидата в мастера спорта. Затем – пятнадцать лет в тхэквондо. И ни разу не помню, чтобы меня унизили, обесценили или побили. Мне в этом отношении очень повезло.

- Мне всегда нравился твой оптимизм и то, что ты после завершения карьеры не потерялась. Делала спортивную передачу на телевидении, всегда принимала участие в каких-то интересных проектах. 

- А ведь у меня тоже все было далеко не так гладко, когда я закончила выступления в спорте. Мне сказали: «Иди за зарплату 3200 рублей детским тренером, начинай все сначала». Меня не поддержали, хотя можно было продвинуться в чем-то другом, сделать карьеру в судействе. Но нет, иди в самый низ! Были периоды, когда у меня даже на маршрутку не было денег. И я «выгребала» за счет того, что поднимала все, что во мне есть лучшего. Когда пришла на телевидение, то достала все, что может пригодиться: способность писать тексты – я филолог по образованию, - умение говорить на камеру. Все, что есть – давай, сама в себе находи. 

- В своих постах ты переживаешь не только за человека в спорте, но и за его жизнь вне спорта – дома, в семье, в работе. Если человек привык, что им всегда командовали, что с ним будет после ухода из спорта? Чем грозит такой «палочный метод» с точки зрения психолога?

- Когда из года в год, изо дня в день тебя это преследует… Особенно это важно во время физической нагрузки. Вот когда человек «пашет», ему больно, ему сложно, но он преодолевает нагрузку – и в этот момент ему «прилетает» от тренера, что ты не стараешься, или вот та делает лучше, а ты хуже… То эта недоодобренная нагрузка психикой воспринимается как насилие. И когда это изо дня в день – это явление в психологии называется «посттравматическая стрессовая реакция. Подобные вещи наблюдались у людей, которые вышли из концлагеря. Когда людей долго унижали, оскорбляли, били, при этом они выполняли тяжелую работу. И у спортсменов часто наблюдается подобное. Какие люди потом выйдут из спорта? Вот он добился своей медали – в редких случаях. Мы понимаем, что не все миллионы занимающихся поднимаются на олимпийский пьедестал. Но даже те, кто поднялись! Мы выходим в «гражданскую» жизнь, и нам надо найти работу, отношения иметь, как-то расти. И как только начинается стрессовая ситуация – всплывают те же слова, которые звучали много лет от тренеров, родителей. Что ты не можешь, ты дерьмо, ты не способен. В теории личности есть понятие: в нас живут внутренний «родитель», «ребенок» и «взрослый». И вот этот раненый ребенок – он потом всю жизнь раненый. Он всю жизнь слышит эти голоса. Если не идет работать с психологом.

- А есть еще такая методика – специально «придавливать» спортсмена якобы неверием в него: «Да ты не сможешь!» И ведь это тоже дает плоды! Но нужен ли результат такой ценой?

- Это можно сравнить с семейным конфликтом. Раз тебя обесценили, два… И человек сложил все эти эмоции вместе, все то, что он молчал и терпел, сглатывал. А потом он – раз! – и выдаст это самым неподходящим образом. Когда ему на ногу наступили, или в каком-то незначительном конфликте. Он или плачет, или взрывается, или идет и вешается, простите. Разные есть реакции. В спорте – то же самое. Вот он сейчас «выстрелил», с этой своей медалью, а дальше-то что? Он будет сам себя мотивировать, или ему нечем себя мотивировать? Учить самостоятельности, умению себя поддерживать – это очень важно. «Зеленой пастой» выделить то, что получается, а не то, что не получается. 

- Вот еще важный момент. Люди, которыми всю жизнь командовали, потом приходят руководить федерациями, клубами, спортивным школами. И не могут вывести дело на новый уровень, потому что не способны сами принимать решения. Сейчас часто жалуются: нет спортивных руководителей... Но ведь эта проблема – тоже из области психологии спорта.


- Брать на себя ответственность, принимать решения за большое количество людей, стратегически просчитывать – это надо быть сильной личностью, рисковым человеком, все просчитывать на несколько ходов вперед. И знать, что ты сам несешь ответственность за решения. Да, есть в этом правда. Посмотри, в Иркутской области с июня 2020 года нет министра спорта. Не могут найти.

- А ведь в спорте все равно пробиваются люди незаурядные, с характером, сильные, умные. И ведь этих людей настроить по-хорошему – они могут горы свернуть, если гармонично развивать. Я понимаю, что многие умеют только давить, их не изменить. Но ведь можно иначе?

- Сейчас другое время. Когда-то в СССР было нормально – кричать, ругать. Хотя и тогда это было не везде. А сейчас больше осознанных людей, молодежь иначе воспринимает жизнь. Поэтому все это и всплывает. Меня это никогда не устраивало, но для кого-то это норма. Они считают, что иначе нельзя. Они не умеют по-другому.

- Их не учили по-другому.


- Да. Каждый тренер передает ученику ровно столько любви, сколько у него есть. И ученик не может передать больше, чем ему дали. Вот ему насыпали в руки какого-то обесценивания – и он это дальше несет. И в этом я вижу свою большую работу, даже миссию. И проблему. Потому что ведь ладно бы это заканчивалось на какой-то конкретной чемпионке. А она ведь несет это дальше! Создает школы, секции, эти же методы начинает использовать. И родители спортсменов считают это нормой: тренер ругается – наверное, так надо. А страдают дети. Страдают поколения. И сейчас – как раз то время, когда мы можем это поменять. Эту тему нужно тиражировать, о ней нужно говорить на всех уровнях, а не только какие-то «кухонные» разговоры тиражировать. 

Нужна профессиональная работа. Сейчас я работают не только с детьми, подростками, но и с их родителями. И когда до них доходит, они бывают просто удивлены: «А что, так можно было? Неужели и меня в детстве можно было так не бить, не ругать?.. И я сейчас могу с ребенком так не обращаться?»

Этот подход действительно нужно менять. И на всех уровнях на это обращать внимание. 



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ