Депутат Государственной Думы Сергей Тен в воскресенье, 6 августа, озвучил приблизительную стоимость строительства дороги на Ольхоне. Отметим, что назвать стоимость данного строительства губернатор Сергей Левченко обещал президенту РФ Владимиру Путину как раз 6 августа. От министерства экономического сотрудничества информации о том, что они подготовили губернатору эти данные, пока не поступало. А вот Сергей Тен, который долгие годы самолично возглавлял одну из крупнейших в Сибири компанию по строительству дорог, это сделал на своей странице в ФБ.
Как написал сам Тен, он озвучивает своё субъективное мнение по поводу дороги на Ольхоне от паромной переправы до Хужира.
- Не вижу смысла обсуждать политическую составляющую, какие-то аспекты дискуссии Президента Путина и губернатора Левченко, поделюсь своими соображениями технологического, так сказать производственного характера. Задача - построить в кратчайшие сроки дорогу 4 технической категории протяжённостью 38 км, при этом, несмотря на важность выполнения этой задачи, безусловно, нельзя допустить, чтобы эта дорога стала "золотой". Убеждён, провести укрупнённые расчёты стоимости по объектам-аналогам с учётом транспортной схемы о. Ольхон не составляет особой сложности.
С целью удешевления строительства при сохранении соответствующего качества предлагается :
1. Для расчёта стоимости работ по дороге 4 технической категории с асфальтобетонным покрытием необходимо по максимуму использовать существующее земляное полотно с минимальным объёмом земляных работ там, где требуется изменение кривых в плане.
2. Для устройства органоминерального слоя основания дорожной одежды, что на десятки процентов дешевле стандартного асфальтобетона, считаю возможным применение современной технологии ресайклирования. Данная технология позволяет на месте смешивать щебеночный слой с битумной эмульсией с добавлением цемента. В Республике Бурятия более 100 км ежегодно ремонтируется дорог по этой технологии, на федеральной сети автомобильных дорог Иркутской области в 2016 году отремонтировано 42 км дорог. На региональной сети дорог Иркутской области данная технология практически не применяется, хотя могла бы значительно повысить эффективность использования средств регионального дорожного фонда. Свою позицию по поводу важности применения данной технологии для региональных и местных дорог в Иркутской области, я озвучивал неоднократно. В расчеты включаем устройство двух слоев асфальта, что позволит обеспечить долговечность покрытия.
3. Устройство кюветов и установка водопропускных труб в необходимых местах позволит избежать подтопления дороги, что также скажется на сроках ремонта автомобильной дороги и соответственно на затратах на её эксплуатацию.
4. Весь объём материалов, полагаю, должен быть заготовлен в зимний период, с транспортировкой по ледовой переправе, что также может существенно снизить затраты на заготовку инертных. Ближайшие карьеры, с которых можно брать щебеночные материалы, не нарушая действующего природоохранного законодательства на Байкальской природной территории, находятся на расстоянии примерно 160 км от дороги на Ольхоне, в Баяндаевском районе, если я не ошибаюсь. Необходимо будет завезти не менее 130 тысяч кубометров щебня.
В конечном итоге, полагаю, приближенная стоимость работ на о. Ольхон при протяжённости дороги 38 км на завозных материалах, обойдется примерно в 1,1 - 1,3 млрд. рублей.
Что касается сроков. Выполнить поручение Президента получится не ранее 2019 года. Правительству Иркутской области необходимо разработать проектную документацию, получить положительное заключение государственной экспертизы – на это уйдет не менее 6 месяцев. Приступить к выполнению поставленной задачи в сентябре следующего года - наиболее реальные сроки, при этом считаю что для поддержания имеющейся грунтовой дороги в более-менее приемлемом состоянии на Ольхоне нужно срочно создавать небольшое производственное звено из пары грейдеров, двух-трёх многофункциональных самосвалов и прочей необходимой техники, до тех пор пока дорога не будет введена в строй после реконструкции.