Восточно-Сибирское речное пароходство празднует 125-ю навигацию
Торжества в честь юбилейной навигации состоятся завтра в Иркутске на пристани «Ракета». Организаторы обещают гостям праздника концерт, конкурсы и игры, экскурсии и даже катания на теплоходах. Именно пассажирскими перевозками в последние годы в основном занимаются работники речного флота, отметившие в это воскресенье свой профессиональный праздник.
Капитан – механик Виктор Кошкарев – в советское время возил по Ангаре тысячи тонн грузов для многочисленных строек. А с начала 1990-х он встал у штурвала пассажирского теплохода «Восход-75», курсирующего по маршруту Иркутск – Листвянка – Большие Коты. Накануне профессионального праздника речников вместе с капитаном отправились в путь и наши корреспонденты.
Мечтал летать, но стал плавать
Виктор Кошкарев – капитан-механик озерного пассажирского теплохода на подводных крыльях «Восход-75». Уже 18 лет он возит людей по маршруту Иркутск – Листвянка – Большие Коты. А общий стаж его службы в речфлоте – больше 42 лет, хотя назвать этого статного мужчину в белоснежной форменной рубашке ветераном, как-то язык не поворачивается, к тому же его младшим дочкам – двойняшкам – всего по три года…
Берег Иркутского водохранилища напоминает стоянку автомобилей возле рыночной площади. На воде рядом пришвартованы грациозные яхты, мощные катера и непонятные ржавые посудины. А когда Виктор Кошкарев только начинал работать, здесь на пристани в микрорайоне Солнечном было тихо. Но ниже по течению Ангары, вплоть до Братской ГЭС, жизнь била ключом. Тогда только на Иркутской РЭБ флота работали порядка 1200 человек.
– Вообще-то, по всему выходило, что я должен был стать пилотом. Жили мы неподалеку от аэропорта, там работала мама. Отец был бортмехаником, летал и на вертолетах, и на самолетах. И я, конечно, мечтал о самолетах. Но в летное училище не взяли: не прошел медкомиссию. Тогда, глядя на корабли на Ангаре, я и решил, что плавать по реке – тоже интересная работа. Пришел в отдел кадров РЭБ флота и записался в матросы, – вспоминает капитан.
Виктор Кошкарев именно так и сказал – «плавать», вопреки принятому у моряков термину «ходить».
– Это по морю ходят, а по реке плывут, – утверждает капитан.
Как стать капитаном.
Вот-вот наш теплоход окажется у истока Ангары – ворот Байкала: туристы пытаются издали разглядеть Шаман-камень. По Иркутскому водохранилищу проплывают яхты, повсюду носятся моторные лодки. Наш герой в своей небольшой капитанской рубке уверенно держит штурвал. Маршрут «Восхода» он знает наизусть. Но тогда, 42 года назад, в первый свой рабочий день ему для начала доверили… кисть и ведро с краской.
– Была ранняя весна, лед в затоне стоял, мне поручили покрасить борта «Адмирала Ушакова». Это был последний пароход иркутского речфлота. Красил я его черной краской. Но в навигацию «Адмирал Ушаков» так и не вышел. Паровой флот тогда менялся на дизельный – и пароход так покрашенный и списали, а потом распилили на металл.
Учиться новому всегда было главным для Виктора Кошкарева. Будучи матросом, он не упускал случая поуправлять судном, изучить двигатель. С каждым годом речник продвигался по служебной лестнице и ушел в армию, уже будучи первым штурманом. Через два года опять вернулся на реку. Работал и учился: сначала окончил Красноярское речное училище, потом Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Не хотелось, наверное, быть похожим на одного старого капитана, про которого по всему пароходству ходили байки.
– На судах есть такое понятие, как вахта, то есть дежурство. По ночам, как правило, дежурит капитан – это самое ответственное время. И вот один старый капитан каждую вахту доставал из кармана какую-то бумажку, читал ее и снова прятал. Однажды команда подсмотрела, что там написано: «Впереди – нос, сзади – корма».
В 24 года Кошкарев стал капитаном – одним из самых молодых в речфлоте.
Когда на Ангаре было не протолкнуться
Первым судном, которым командовал Виктор Кошкарев, стал буксир-толкач «Ангарск», причем далеко не новый. Предстояло немало потрудиться, чтобы в конце апреля «Ангарск» вышел в навигацию. Работы в те времена на речфлоте хватало. Грузоперевозки по Ангаре и Братскому водохранилищу были по-настоящему масштабными: до Братска баржа шла с 8 тыс. тонн гравия, а обратно забирала до 8 тыс. кубометров древесины.
– Мы выходили в навигацию рано, еще лед плавал. Планы тогда были грандиозные, перевозки большие. В Братск в основном везли песчано-гравийную смесь, обратно – лес. Строительство активно шло в Иркутске, Ангарске, Усолье, Братске. На реке было не протолкнуться. А сейчас на Ангаре один кораблик проплывет раз в сутки – и все.
Теплоход берет лево руля, а справа расстилается огромная водная равнина. Погода отличная. Но опытный человек знает, что на Байкале она меняется стремительно, например, вдруг поднимется ветер или спустится туман. Впрочем, шторма большой силы бывают не только здесь, но и на рукотворном Братском море. Виктор Кошкарев вспоминает, как с командой буксира по двое суток стоял в убежищах, пока на водохранилище бесновались волны более двух метров высотой:
– Ангара – река сложная: множество перекатов, большие сильные течения, отмели.
Случались разные ситуации. Бывало, баржи на ходу тонули. Когда их в портах грузили, случалось, не замечали пробоины, и в пути они начинали уходить под воду. Тогда нужно было на ходу разгружаться и воду откачивать. Однажды при маневре с баржей даже буксир утонул, правда, неглубоко – четыре метра. Вся команда спаслась.
Потерять судно для капитана – страшное дело. Последняя подобная трагедия на Байкале произошла в 2003 году, тогда в районе Северобайкальска затонула частная яхта. Частники – вообще тема отдельная. В 1990-х годах появились коммерческие фирмы, занимающиеся водными перевозками, и порядка на водоемах стало куда меньше. Вот и сейчас к причалу в Листвянке трудно подойти из-за многочисленных судов всех мастей. Туристы порой и не подозревают, какой опасности подвергаются, когда на каких-нибудь плоскодонках отправляются в путешествие по Байкалу.
Речники – люди ответственные
Виктор Кошкарев говорит, что на его «Восходе-75» далеко от берега уходить нельзя и это правило он соблюдает неукоснительно. Хотя его небольшое судно совершило путешествие по большим морям и даже океану. В 1991 году капитан сам забирал этот теплоход в Феодосии, где его и построили. Черное море, Азовское, Дон, Волга, Беломор – Балтийский канал, Северный морской путь – путешествие «Восхода» заняло почти год:
– Море было спокойным. Но мы шли по незнакомым местам. В Ростове-на-Дону приобрели лоцманские карты и двинулись по водным путям европейской части России до Архангельска, через все шлюзы и каналы. Дальше теплоход погрузили на транспортный корабль и доставили до Тикси. Оттуда по Лене – в Осетрово, там ждали весеннего паводка, чтобы по большой воде доставить «Восход» в Качуг, здесь его погрузили на трейлер, привезли на Малое Море – и потом уже в Иркутск. Шли в среднем по 600 километров в день – от рассвета до заката. Каждая река имеет свою спецлоцию, то есть свои особенности – острова, течения, навигационные знаки. Но когда есть локатор, компас, карта и голова на плечах – все получится.
Ну и главное, что нужно в любом плавании, это хорошая команда. Помимо Виктора Кошкарева на «Восходе» работают еще три человека: старший помощник капитана Евгений Малыгин, бортпроводница Елена Милостивая и повар Марина Андриянова. Елена и Марина на этом судне трудятся15 лет, а Евгений – пять.
В Больших Котах команда прощается с туристами. Перед обратным рейсом есть несколько часов отдыха.
– Наверное, много чудесного здесь видели, может мистического?
– Нет. Вот уфологи пишут, что здесь тарелочки летают, миражи кому-то встречаются. А мы не видели ничего такого. Наверное, потому что все непьющие.
– На морях вы видели большие корабли, наверное, хотели быть капитаном одного из них?
– Да. Видел. В Архангельске, когда на огромный транспортный корабль в восемь этажей наш «Восход» грузили, его на палубе едва заметно было. Но в море меня никогда не тянуло. Они там надолго уходят куда-то, а я от дома далеко быть не хочу. Мы речники, может, и приземленнее, но зато ответственнее, – чеканит капитан.
Местные расходятся по домам, попутно предлагая приезжим постой. Туристы, не успев выбраться на берег, щелкают затворами фотоаппаратов. Кругом скалы, тайга, а белые борта нашего теплохода ласково поглаживают волны зарождающегося океана.
Автор: Юлия Мамонтова
Фотограф: Николай Рютин