В Бурятии увеличивается спрос на рыбную продукцию. Об этом заявляют на рыбозаводе «Байкал», который за полтора года увеличил объемы реализации продукции в два раза. Что происходит на предприятии, как формируются вкусы жителей Бурятии, каковы нюансы работы с рыбой? Поделилась секретами и планами завода директор Ольга Каратаева
- Рыбозавод «Байкал» работает уже полтора года. Что изменилось в ассортименте выпускаемой продукции?
- Знаете, если вначале продукции было около ста наименований, то сейчас мы производим более 200 видов продукции. Завод, помимо соленой и копченой рыбы, производит пресервы, салаты из морской капусты, рыбу горячего копчения и полуфабрикаты, фасует снеки. Мы единственные в Бурятии, кто делает полуфабрикаты из рыбы в таком количестве. И спрос на нашу продукцию растет. Например, с прошлого года производство продуктов из омуля выросло наполовину, и объем продаж увеличился в два раза.
Кстати, на завод очень любят приезжать делегации. У нас были Народный Хурал, сельскохозяйственная академия, корейская делегация. Всем интересно посмотреть современное большое предприятие. Например, делегаты из Кореи были в восторге. В обработке рыбы и морепродуктов преобладает ручной труд. У нас в основном автоматизированный. Также многих гостей удивляет линейка производимых продуктов - от сырой рыбы до пресервов. В той же Северной Корее на рыбозаводе есть рыба свежемороженая, и все.
- В начале мая в поселке Сотниково открылся магазин «Титан-Байкал». Расскажите о его особенностях и планах?
- Фирменный рыбный магазин открылся 7 мая этого года. Мы считаем, что он будет находкой для покупателей. Во-первых, там всегда будет свежая рыба. Во-вторых, невысокие цены. В третьих, это лицо завода, и также называется «Байкал». В будущем мы планируем организовать стол заказов, который будет работать по заявкам наших покупателей. Также создадим еще один отдел, для оптовиков.
- Каковы особенности работы на рыбозаводе у персонала? И есть ли трудности, ведь рыбопереработчики - профессия нечастая в Улан-Удэ.
- Тонкость работы с переработкой рыбы, в отличие, например, от мяса, в том, что она, в большинстве своем, скоропортящийся продукт. Условно, рыбу горячего копчения произвели сегодня, а продать нужно не позже чем завтра. Поэтому большое значение имеет работа менеджеров по продвижению. Мы формируем заявку на производство продукции на каждый день и считаем до грамма. При том что в сутки производим около четырех тонн продукции.
Каждое утро проводится дегустация изготовленного товара, проводятся анализы в лабораториях. Так как и по качеству рыбы партия от партии сильно отличается, даже место вылова имеет значение. Например, омуль кабанский и баргузинский. Совершенно разный, и работать с ним надо тоже по разным рецептурам. Только после дегустации партии продукция выпускается в склады и на прилавки.
- В самом начале, при открытии завода звучали заявления, что «Байкал» постарается изменить вкусы покупателей и переориентировать население с мяса на рыбу. Подхватить тренд всего остального мира. Вам удалось это?
- В некоторой степени. Но тенденция есть, что покупатели начали предпочитать рыбу мясу. В магазинах сети «Титан» столкнулись с небольшим падением спроса на мясные котлеты. Задумались, вроде рецепт тот же, ничего не изменилось. Оказалось, просто, покупатели начали выбирать рыбу - рыбные котлеты, полуфабрикаты. Еще одним приятным удивлением стала популярность пресервов. Из всей линейки продуктов их разбирают больше всего. Население оценило, что перед столом больше не надо пластать рыбу, резать, тратить время. Открыл банку - и вот тебе свежий продукт. Также хорошо идет и фасованная в заводских условиях рыба свежемороженая. Покупатель доверяет товару, упакованному в гигиенических условиях.
- «Байкал» сразу при открытии амбициозно ставил цели выхода на рынки ближайших регионов, как минимум. Какова на сегодня география ваших поставщиков и заказчиков?
- Мы закупаем рыбу из Владивостока, Санкт-Петербурга. Берем и местную рыбу – омуль, щука, хариус, плотва, окунь, налим, сазан, сиг. Поставляем продукцию в Байкальский регион – Иркутск, Читу; на запад, в Санкт-Петербург, Москву. Есть заказчики с Владивостока, Уфы, Братска. Сейчас мы ведем переговоры с Новосибирском и Красноярском.
Наши партнеры берут в основном омуль, особенно вяленый. Но и другая рыба пользуется успехом. Санкт-Петербургу, например, очень нравится наша нерка. Москва берет соленый омуль. Нашим покупателям мы гарантируем гибкий график доставки, качественную продукцию, индивидуальную систему скидок.
- Увеличение объемов производства, о которых Вы упомянули, потребуют увеличения штата…
- Да, мы планируем увеличить число работников, человек на 20. На первом этапе становления завода возникали трудности и со специалистами, и с рыбообработчиками, но за 1,5 года работы уже создана команда профессионалов. Сейчас здесь работает более 100 человек, средняя заработная плата – 20 тысяч рублей, с полным соцпакетом. Об этом говорит и наша награда – диплом, выданный Пенсионным фондом России как лучшему страхователю 2012 года по обязательному страхованию
Наших работников на завод привозят и увозят, для этого есть несколько служебных автобусов. Это очень удобно, особенно зимой. Питание льготное. Спецодеждой обеспечиваем. Форма стирается тут – у нас есть прачечная, не надо домой везти и думать, как стирать. Есть кабинки и душ. В общем, люди работают на современном заводе, светлом, чистом, с хорошим оборудованием.
Единственная проблема – с наступлением лета люди срываются на Сахалин. Уезжают туда, теряют рабочее место. А там они не защищены, у них нет соцпакета и гарантий.
- Впереди лето, в Бурятию хлынет поток туристов. Готовы к наплыву? Тем более, теперь «Титан-Байкал» стоит на федеральной трассе.
Конечно. Мы делаем особый акцент производства на выпуске рыбной продукции из пород домашнего региона: байкальского омуля и сига. Есть омуль в подарочной упаковке, в бочонках, который не стыдно презентовать в любом городе России и за рубежом. Все это сделано стильно и современно. Кстати, подарочный омуль охотно брали на выставке 1 июня, когда праздновали юбилей Бурятии. Люди дегустировали и тут же покупали. Это как раз к туристическому сезону. Естественно, увеличиваем объемы.
Наше ноу-хау – поджарка из кеты. Это готовое филе без косточек, оно маринуется и потом выставляется в ведерках. Эти кусочки можно поджарить на гриле на природе или дома.
В будущем будет еще много интересных позиций. Если покупатель на заказ захочет что-нибудь из рыбы – мы сможем это сделать. То, что мы производим полуфабрикаты, – это только начало. Мы, например, планируем выпускать морепродукты в таком формате.
- Учитывая увеличение ассортимента, планируете ли расширять производство в будущем?
- Растет ассортимент – растут и площади цехов. В 2013 году запланировали построить еще один новый большой холодильник. Думаем, что расширим цех полуфабрикатов, дополним новым оборудованием. У нас есть салатный цех, будем его развивать. Идей много, они все постепенно будут запускаться.