Спецтариф на самолет

Спецтариф на самолет вряд ли решит в Бурятии проблему дороговизны авиаперевозок

С 1 апреля Улан-Удэ вместе с Читой и Норильском вошли в федеральную программу субсидирования пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и обратно.

Это значит, что с 1 апреля по 31 октября проживающие в этих городах молодые люди до 23 лет и немолодые старше 60 лет могут улететь в Москву и обратно по льготному тарифу 6500 рублей в один конец (плюс агентский сбор 100-300 рублей в один конец). Если эти категории граждан возьмут с собой ребенка, детский билет будет также дешевле обычных расценок (4875 рублей). Государство дотирует авиакомпании остальную стоимость билета. Соглашения об участии в программе дотирования подписали все авиакомпании, осуществляющие или планирующие полеты по маршруту Улан-Удэ — Москва — Улан-Удэ — “S7 Airlines” (“Сибирь”, “Глобус”), “Якутия”, “Трансаэро” и “ВИМ-Авиа”.

Казалось бы, прогресс налицо: наиболее уязвимая категория наших граждан получила хорошую возможность за полцены посетить столицу нашей родины практически в разгар летнего сезона. Парадокс состоит в том, что города Дальнего Востока пользуются такой возможностью уже три года, и столпотворения возле касс все эти годы замечено не было. Не оправдались и первоначальные опасения, что льготники раскупят все билеты, а то, что останется, будут продавать по завышенным ценам. Согласно постановлению, на каждом рейсе авиаперевозчики должны были выделить квоту в несколько десятков мест для специального тарифа, но в большинстве случаев квота эта использовалась не до конца. Согласно федеральной программе, сегодня слетать в Москву из Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска и прочих мест для студентов и пенсионеров стоит тоже 6500 рублей в один конец. Нельзя сказать, что желающих нет, но их мало. В целом на федеральную программу в этом году выделяется 2,5 млрд. рублей, и будут ли они освоены, вопрос очень непростой. Собственно говоря, по причине систематического неосвоения федеральных средств городами Дальнего Востока к ним и решено было добавить наиболее страдающие от гигантских тарифов на авиаперевозки Улан-Удэ, Читу и Норильск.

Есть опасение, что в Улан-Удэ востребованность билетов по спецтарифам окажется еще хуже, чем на Дальнем Востоке. По данным минтранса РБ, за время предварительной продажи до 1 апреля (начала акции) нашим авиакассам удалось реализовать всего 17 билетов (для сравнения: в Чите — 43). К делу рекламирования акции среди студентов, обу-чающихся в Москве, подключились минобразования и науки РБ, минсоцразвития по РБ и другие ведомства. Выяснилось, что студенты приобретают билеты заранее и, не зная об акции, уже купили электронные билеты. Большая часть наших пенсионеров на свою пенсию не в состоянии приобрести билеты даже по сниженному тарифу. Самое неприятное, что билеты по спецтарифу все равно оказались дороже “иркутского варианта”.

Как видится, причиной дороговизны авиабилетов остается “золотое” авиационное топливо, которое занимает в стоимости рейса от 30 до 70%. Если заправкой самолетов в Иркутском аэропорту ведают четыре компании, в Улан-Удэ — одна. Если в Иркутске топливо в аэропорт доставляется по трубе, у нас сначала железной дорогой, а потом дорогим автотранспортом. Цены на авиационное топливо в прошлом году вновь выросли. Для создания конкурентных условий на рынке поставок авиатоплива и заправок воздушных судов в аэропорту Улан-Удэ путем создания альтернативного топливо-заправочного комплекса правительством Республики Бурятия проводится работа с ОАО “Роснефть”. Объемы потребления авиационного топлива в Улан-Удэ с 2000 года сократились в 5 раз, и это не могло не сказаться на его стоимости. Причины здесь следующие: приход на рынок авиаперевозок воздушных судов нового поколения, имеющих потребление авиатоплива в 2 раза меньше, и прекращение выполнения полетов в Китай самолетов Ил-76, использовавших аэропорт Улан-Удэ для технической посадки. Кроме того, китайские авиакомпании после событий 11 сентября 2001 г. и последовавшего кризиса в мировой гражданской авиации закупили партию грузовых “Боингов-747”, позволяющих без посадки преодолевать расстояния Китай — Москва — Европа с минимальным количеством топлива. Это дало им возможность увести с нашего аэропорта все грузовые рейсы в Китай. Свою ложку дегтя в авиационный бизнес Бурятии вносят неплатежеспособность в целом населения, слабый пассажиропоток, состоящий сплошь из чиновников и бизнесменов.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ