Двое уроженцев Бурятии стали докторами буддийской философии

Наступивший 2012 год принес хорошую новость для буддистов России, особенно Бурятии. Сразу два земляка успешно защитили в Индии степень геше - доктора буддийской философии, сообщает "Информ Полис".

Таким образом, двое уроженцев Бурятии стали первыми из российских граждан, получивших полное буддийское философское образование со времен Октябрьской революции.

Итак, на сегодня Бадма Дарижапович Мархаев и Дымбрыл Гурубазарович Дашибалданов – первые и пока единственные доктора буддийской философии из России.

В марте российский геше Дымбрыл Дашибалданов, получивший тибетское имя Жигме, прочтет в Москве курс лекций о Прибежище, абсолютной и относительной истине. Эти лекции станут началом учений по философии буддизма, которые будут давать учителя монастыря «Дрепунг Гоманг» для россиян.

В пресс-службе БТСР нам подтвердили, что оба земляка - выпускники крупнейшего в Индии буддийского монастыря-университета «Дрепунг Гоманг». Там они прошли шестнадцатилетний летний курс обучения и приняли полный обет монаха. Затем вернулись в Бурятию.

- Они преподаватели нашего буддийского университета. Успевали преподавать и готовиться к защите. На самом деле не совсем верно писать о том, что это первые российские доктора буддийской философии. И в советское время в Иволгинском дацане защищали эту степень. Здесь же эту ученую степень защитили Хамбо лама Дамба Аюшеев, Санжижап-лама и Балбар-лама. Отец Бадмы Мархаева Дарижап-лама защитился в Монголии, – уточнил дид хамбо лама Дагба Очиров. – Правильнее говорить о том, что это первые россияне, защитившие в Индии звание докторов буддийской философии.

Принципы обучения и защиты ученых степеней в буддийских монастырях достойны отдельной статьи. Настолько они отличаются от привычных университетских занятий. Основной упор в обучении делается на устном объяснении учебного материала преподавателем. Он постоянно готов к дискуссии и логически подводит своих учеников к правильному пониманию текста, приводя множество примеров из жизненной практики. После того как учитель убеждается, что студенты поняли тему, пройденный материал закрепляется на вечерних диспутах.

Диспуты – основа буддийской педагогики. Сам Будда Гаутама говорил, что слепой верой в его слова ничего не добьёшься, и был непревзойденным мастером дискуссий. Поэтому с Древней Индии идет традиция доказывать свою правоту в дебатах. Сегодня они – главная часть обучения монахов в монастырях. Там упражняются в диспутах два раза в день по нескольку часов.

Для этого студенты изучают логику, чтобы правильно строить вопросы и ответы. Часто один из оппонентов специально отстаивает неверную точку зрения, чтобы ее опровергли в споре. Так достигается более полное и прочное усвоение пройденного накануне материала. Такая форма занятий учит быстро думать и анализировать. Эти словесные турниры - своеобразный и высокоэффективный тренинг по развитию памяти, логики, скорости мышления, красноречию и проверке знаний.

Экзамены тоже проходят в форме дебатов, которые могут идти всю ночь в присутствии огромного количества старших ученых монахов. Так Далай-лама XIV для получения учёной степени геше-лхарамба (доктора буддийской философии) сдавал экзамен в Лхасе, частью которого были дебаты с 15 учёными монахами в присутствии более 20 тысяч человек.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ