Столица приняла эстафету празднования 75-летнего юбилея драматурга Александра Вампилова в начале наступившего года. «Приглашение в мир театра Александра Вампилова. Поэты родятся в провинции» — такое название получила размещенная в четырех залах Театральной галереи на Малой Ордынке выставка, которая была подготовлена совместными усилиями Центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина и иркутского Культурного центра А.Вампилова.
Экспозицию составили театральные афиши спектаклей, которые шли и идут в московских театрах с 1972 года, эскизы костюмов и декораций, фотографии. Вернисаж состоялся 18 января, накануне Крещения, и собрал большое количество представителей культуры — актеров, режиссеров, театральных критиков, литературоведов. На открытии организаторы и почетные гости традиционно произнесли речи, некоторые фрагменты из них мы представляем вашему вниманию.
Александр Рубцов (Москва), заместитель генерального директора музея имени А.А.Бахрушина:
— Я вспомнил одну хорошую фразу Александра Вампилова: «Не ищите подлецов. Подлости совершают хорошие люди». Сказано емко, точно. Об этом должен задуматься каждый из нас. Театр призван вызывать у человека именно такие мысли. Мне вспоминается рассказ Александра Валентиновича «Солнце в аистовом гнезде», герой которого, мальчик Витька, смотрит на бесконечные горизонты и мечтает о чуде.
Как бы ни неблагополучно с точки зрения житейской, обывательской складывалась судьба героев Александра Валентиновича в его замечательных пьесах, его герои не лишены стремления к чуду и счастью. Он не отнимает у них это качество, потому что оно оправдывает человека как человека. Блистательная тема для театра.
Благополучен театр или нет? Совершенен? Профессионален или не профессионален? Я могу судить об этом по тому, идут или не идут в них постановки по пьесам Александра Вампилова. Это вопросы к театру. И, к сожалению, к нашему очень сложному времени. Хотя, говорят, время прямым не бывает, и мы несем ответственность за все, что делается. Я безумно сожалею, что замечательные пьесы, названия которых смотрят на нас с афиш, расположенных в выставочных залах Театральной галереи, сейчас идут реже, чем раньше. Драматургия Вампилова — это классика. Она вечна неисчерпаемостью человеческих тем.
Вампилов продолжает традицию русской словесности, он рисует человека многогранного. Даже в самой трагичной пьесе, «Утиная охота», несмотря на безысходность и разрушение человеческой личности, остается лучик надежды. Только в силах самого человека заставить себя жить по совести. Жить и верить в то, что можно так жить.
От лица всех сотрудников музея скажу: мы очень счастливы, что в стенах нашей небольшой Театральной галереи проходит выставка человека такого масштаба. Самое главное нам, создателям музея Алексея Александровича Бахрушина, послание — воскрешать к памяти все то, что составляет гордость нашей национальной культуры.
Елена Стрельцова (Москва), ведущий вампиловед, автор книги «Плен утиной охоты»:
— Выставка глобальная. Очень жалко, что первая, но лучше поздно, чем никогда. Москва наконец поняла, что Вампилов никуда не уходил. Это мы то приближаемся к нему, то отдаляемся, чтобы понять лучше. До сих пор не поняли. «Утиная охота», «Старший сын» существуют в ложном поле смыслов, как и «Прошлым летом в Чулимске», если судить по последнему МХАТовскому спектаклю, где артисты ходят по колено в воде. Его пространство очень глубоко и высоко, как пространство Чехова. Он честен. И мы все время будем к пьесам Вампилова, его героям, его женщинам возвращаться, возвращаться и никогда не вернемся, пока не перестанем друг другу и себе, в театре, в жизни ли, лгать.
Николай Чиндяйкин (Москва), актер, режиссер:
— Одна из первых постановок «Прощания в июне» была в Таганроге. Саша приезжал тогда, но кто думал, что это — Александр Вампилов? Это был какой-то автор из какого-то Иркутска, которому «несказанно посчастливилось» быть поставленным в профессиональном театре. Потом был «Старший сын». Его мы стали репетировать, когда Саша был еще жив. Это был Ростовский театр юного зрителя, я играл Бусыгина. Для меня, молодого актера, само прочтение пьесы вызывало оторопь от правды и простоты.
Ольга Вампилова (Москва), вдова драматурга:
— Вампилов мечтал, чтобы его поставили в Москве, и он этого не дождался. До тех двух постановок в Москве в 1972 году пьесы его шли во многих театрах Советского Союза. На выставке вы увидите фотографии, где он запечатлен в Калининском театре среди актеров, в Питере на Литейном, где ставили «Старшего сына».
На одной из премьер «Двух анекдотов» в малом зале БДТ, рассказывал Вампилов, он услышал: «Странно, что это за человек, почему его посадили в первый ряд? Сидит, головы не поднимет, спектакль не смотрит, совершенно нетеатральный человек!». Этот «нетеатральный человек» оказался Вампиловым.
Был у него один пример, который он всем рассказывал: существовал когда-то автор, который написал одну-единственную пьесу «Свадьба с приданым», и она пошла по всему Советскому Союзу. Автор настолько не ожидал, что у него будет столько денег и славы, что он просто не пережил этого момента. Вампилов говорил, что и его пьесы пойдут. Они пошли, но только, к сожалению, после его смерти. В нашей стране никогда не умели ценить таланты и не любили тех, кто как будто выпячивается. Поэтому то, что слава приходит после смерти, в нашей стране совсем неудивительно. Тем не менее для всех нас и для всех тех, кто любит его творчество, он — живой.
Галина Солуянова (Иркутск), директор Центра А.Вампилова, куратор выставки:
— Я мечтала об этой выставке. В 2002 году во МХАТе у Олега Табакова прошла презентация книги «Драматургическое наследие» Александра Вампилова, и спустя 10 лет еще раз Москва говорит слова благодарности и нежности Александру Валентиновичу. Я ставлю его в один ряд с Николаем Васильевичем Гоголем, Александром Николаевичем Островским, Антоном Павловичем Чеховым. Затем — Александр Валентинович Вампилов. А дальше — тишина.
Первый сборник Александра Валентиновича 1961 года под псевдонимом А.Санин назывался «Стечение обстоятельств». И сегодня прекрасное стечение обстоятельств, потому что мы находимся в усадьбе. Напротив Театральной галереи есть музей Александра Островского, и для меня очень знаково, масштабно то, что драматург такого высокого уровня, как Александр Николаевич, гостеприимно впустил сюда человека, который моложе его. Есть в этом какое-то драматургическое братство, звонкое содружество.
19 августа, в день рождения Александра Валентиновича, в Иркутске наконец-то открылся Центр Александра Вампилова. Я горжусь иркутянами, сибиряками, Иркутской областью, потому что это не просто центр, не просто здание, а жемчужина. Там есть место для музейной экспозиции, мы ее откроем в этом году 19 августа; есть литературно-театральный салон с маленькой камерной сценой, библиотека с читальным залом и картинная галерея.
И я хочу обратиться к моим коллегам-бахрушинцам: а давайте что-нибудь еще придумаем! Давайте, вы привезете какой-нибудь макет или картину в Центр Александра Вампилова! Вы же Государственный центральный театральный музей, вам же надо в глубинку выезжать! А в знак того, что мечты осуществляются, я дарю вам книгу «Драматургическое наследие» и альбом «Столь долгое детство», о котором мечтала Юлия Борисовна Соломеина, основатель музея Вампилова в Кутулике.
Екатерина Фалалеева, специально для «Байкальских вестей».
Фото Леонида Бурмистрова, специально для «Байкальских вестей»