На Иркутском авиазаводе закончены сборка и установка знаменитого Ил-28. Этот самолет был гордостью советских военно-воздушных сил. В 1953-м "Ильюшин" стал настоящим прорывом во фронтовой авиации. Американцы называли его "бигл" - гончая.
"Эти самолеты были разных модификаций. Были боевые, как обыкновенный бомбардировщик, были учебно-тренировочные со спаренной кабиной. Были самолеты фоторазведки, были самолеты-буксировщики, которые таскали за собой мишени", - рассказал заместитель главного конструктора ОКБ "Сухой" Владимир Мокрицкий.
В послужном списке Ил-28 - подавление мятежа в Венгрии, конфликт на Суэцком канале, восстание в Тибете, войны в Йемене, Нигерии, Вьетнаме, Лаосе, Пакистане. Несколько авиаполков стояло на Кубе. В середине 50-х Ил-28 - основная ударная сила советской фронтовой авиации. Участвовал во всех локальных конфликтах. Каждый из этих самолетов мог нести ядерное вооружение, поэтому сколько точно было изготовлено таких машин, до сих пор военная тайна. Одно известно точно: как минимум, каждый четвертый из этих бойцов в небе был "иркутянин".
В 60-е руководство СССР сделало ставку на ракеты. Самолеты, даже не выработавшие свой ресурс, пошли "под нож". Этот Ил, возможно, последний в семействе. Иркутским авиаторам его подарил Самарский аэрокосмический институт. На шести грузовиках "Ильюшин" двинулся в свой последний перегон. В восстановлении крылатой легенды принимал участие весь авиазавод. Искали чертежи полувековой давности, изготавливали недостающие детали.
Теперь он снова увидел небо, хоть и на вечной стоянке. Сейчас специалисты устанавливают, где и когда была изготовлена эта машина. В СССР Ил-28 выпускался на 4-х заводах, в том числе и в Иркутске. Двигатели этого самолета оригинальные, еще "роллс-ройсовские", из чего специалисты делают вывод - самолет из первых серий, да и бортовой номер у него недаром "01".
Возможно он станет экспонатом, создающегося в Иркутске на базе учебной площадки бывшего ИВВАИУЮ, Музея авиации.
"Байкал24"
по материалам